17 января

Герои среди нас: «Мир» как пример удачной русской супергероики

Супергероика — один из популярных жанров современной массовой культуры, фантастический мир людей с необычными способностями. Вряд ли мы сейчас найдём человека, который хотя бы раз не слышал о Супермене или Человеке-пауке. Но в российской действительности мы редко можем встретить классического супергероя, созданного по канону американских комиксов.

Давайте разберёмся, в чём причина популярности этого жанра за океаном, почему в России долгое время не было своих супергероев в привычном всем понимании, а у супергероя Мира, героя серии комиксов «МИР» издательства BUBBLE Comics, есть все шансы стать первым российским супергероем.

Как зарождался жанр супергероики

Американский супергерой Фаэтон собирает коллекцию комиксов о себе.
Иллюстрация: обложка спецвыпуска «Фаэтон».
Художник: Алексей Горбут

Комиксы про супергероев обрели массовость среди американской молодёжи в период Великой депрессии в США. Молодым людям нужно было отвлечься от суровой реальности, и они «убегали» в мир pulp-журналов, чьи герои стали активно переходить из плоскости слова в плоскость изображения. Первыми персонажами, перекочевавшими из прозы в комикс-среду, стали Бак Роджерс из новеллы Филипа Нолана и берроузовский Тарзан. Но они не отвечали читательским потребностям того времени, что привело к появлению жанра супергероики с совершенно иными героями. Остановимся на основных этапах развития комиксов о супергероях.

  • Во время Великой депрессии уровень преступности вырос во много раз, и людям нужен был герой, способный защитить их. И он не заставил себя ждать: 18 апреля 1939 года в магазины США поступил в продажу журнал Action Comics от издательства National Publication — дебют Супермена. Появление персонажа было обусловлено ситуацией не только в стране, но и в мире в целом. В этот период истории был свой «суперзлодей», а Супермен стал воплощением сверхчеловека, который с лёгкостью переживёт и тирана, и его мечты о мировом господстве.

  • Отличительной чертой нового комикса, помимо наличия сверхспособностей у главного героя, стало ещё и стремительное развитие сюжета. Повествовательный визуальный ряд впервые погрузил читателя сразу в гущу событий, а не в начало истории, как было ранее. Мотивы героя известны, а читателю лишь остаётся наблюдать за его действиями в ожидании кульминации и развязки, где должны всё объяснить. Борьба с преступностью, сцены погонь, драк и разрушений были ещё одной ярко выраженной чертой супергеройского комикса, который стал хитом и породил множество других историй с разными персонажами.

  • Стоит отметить, что супергероям не обязательно требовалось только физическое превосходство над людьми. В качестве «сверхсилы» могли использоваться высокий интеллект, как, например, у Бэтмена, продвинутые технологии, как у Железного Человека, или даже волшебство и магия, как у Шазама.

  • Пика своей популярности комиксы про супергероев достигли во время Второй мировой, а такие герои, как Капитан Америка и Чудо-женщина, способствовали подъёму боевого духа солдат. После войны тематика комиксов претерпела трансформацию. Издания о героях ушли на второй план, уступив место сюжетам о животных, комиксам-триллерам, романтическим историям. Однако про супергероев не забыли, и интерес к ним вернулся в период серебряного века комиксов.

Почему жанр не приживался в России

Игорь Гром и Дима Дубин рассуждают о важности «историй в картинках».
Иллюстрация: страница из сборника «Майор Гром: 1939».
Художник: Алексей Горбут

Американские комиксы о супергероях активно развивались и становились более реалистичными. Герои больше не были идеальными и имели свои слабости, а сюжеты стали поднимать социальные проблемы. Появляются супергерои, которые стирают разделительную линию между добром и злом, балансируя на грани морали и закона. Все эти изменения привели к популярности супергероев. Колоритные образы прочно закрепились в массовой культуре и продолжают оказывать на неё огромное влияние до сих пор.

В России всё складывалось иначе. Долгое время комиксы в России в целом было сложно назвать популярным форматом историй. Предпосылки развития русского комикса появились ещё в петровские времена, а русский лубок, сюжетами которого становились жития святых, сказки и мифы, исследователи однозначно называют прямым родоначальником русских «историй в картинках». Серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА» также стали важным шагом в развитии отечественных комиксов, на протяжении долгого времени считавшихся примитивным видом искусства.

Но несмотря на это, выходят всем нам известные журналы «Мурзилка», «Ёж», «Чиж», «Весёлые картинки», в которых печатаются «кусковые истории». Интересно, что все они появляются параллельно с американскими историями о супергероях. В 1948 году в «Литературной газете» известный детский писатель Корней Чуковский публикует критическую статью, где упрекает заокеанские комиксы в пропаганде насилия, жестокости и героизации преступников.

А кто был у нас вместо супергероев?

От образа всем известного милиционера дяди Стёпы к не менее известному полицейскому Игорю Грому.
Иллюстрация: альтернативная обложка сборника «Майор Гром: 1939».
Художник: Алексей Горбут

Возникает вопрос: а какими были герои наших комиксов, которые печатались в журналах? Давайте посмотрим!

  • Героями русских комиксов становятся обычные дети, например заглавный персонаж цикла комиксов «Умная Маша». Девочка попадает в различные сложные ситуации, но легко и остроумно выходит из них. Иногда вместе с ней появляется её брат, «глупый Витя», но он был редким гостем на страницах комикса. Публиковались и истории о других ребятах, например о Феде Печкине и Наде Кнопкиной.

  • Ну и куда же без весёлых и захватывающих историй об удалом красноармейце Макаре Свирепом! В весёлой, а иногда и абсурдной форме он рассказывал о своих приключениях и попутно учил детей разгадывать загадки и головоломки.

  • В дальнейшем комиксы, издаваемые в России, представляли собой адаптации сказок, художественных произведений детских писателей, фантастов и др. Их герои — бравые молодцы, всем знакомые герои сказок вроде Бабы-яги и обычные люди.

При этом у русских комиксов имелось жанровое разнообразие. В журнале «Пульс» печатались детективные сюжеты Игоря Махмудова; с 1992 по 1995 год в Екатеринбурге издавался журнал «Велес» с патриотическими комиксами на темы истории России и славянской мифологии. А журнал «Великолепные приключения» представлял собой смесь приключенческих историй и фантастики и при этом пропагандировал здоровый образ жизни, а также стремление к творчеству.

Так что никаких «привычных» для нас супергероев, созданных по американским канонам, нет. Детективные истории, космические путешествия по галактике, фэнтези — но не супергерои. Словно они не вписываются в наши реалии и вовсе не нужны. Но попытки сделать своего супергероя предпринимались, и в основном — в кинематографе. Самые яркие примеры — фильмы «Чёрная молния» Александра Войтинского и Дмитрия Киселёва, «Защитники» Сарика Андреасяна и «СуперБобровы» Дмитрия Дьяченко.

Их героями были люди с суперспособностями, и все эти картины получили смешанные отзывы. Фильмы либо высмеивали жанр супергероики, как «СуперБобровы», либо не использовали русский колорит и строились в основном на копировании клише голливудских кинокомиксов («Чёрная молния» и «Защитники»).

Как у Мира получилось стать первым настоящим российским супергероем

Противостояние американского супергероя Фаэтона и русского богатыря Мира.
Иллюстрация: обложка 11-го выпуска комикса «МИР».
Художник: Мадибек Мусабеков

И вот в 2011 году появляется издательство BUBBLE, а в 2012-м начинает создавать и выпускать свои собственные комиксы — с одной стороны, полностью меняя представление о супергероях, но тем не менее используя приёмы западных коллег. Как правило, главными героями линеек комиксов BUBBLE становятся обычные люди со своими проблемами и заботами, но цель у них одна: сделать мир лучше, помочь людям, — и чаще всего эти герои не имеют суперспособностей. Ведь по сути не важно, что станет элементом силы — магия, внеземное происхождение, скиллы, полученные в результате неудачного эксперимента, или просто ловкость и выносливость.

Супергерой — это не тот, кто имеет сверхсилу, а тот, кто победил суперзлодея. К тому же герои яркие, живые (иногда частично) и, самое главное, похожи на настоящих людей — поэтому они так нравятся читателям. Хороший пример — майор Гром, пожалуй наиболее популярный герой вселенной BUBBLE. Однако, как мы уже говорили, он относится к простым людям, не обладает сверхспособностями и не носит яркий наряд из латекса, а потому классическим супергероем его назвать сложно. Мироходец Андрей Радов, с другой стороны, обладает и особенными силами, и необычным костюмом, однако его приключения относятся скорее к фэнтези и научной фантастике.

«МИР» — комикс BUBBLE, в котором впервые полноценно раскрыт жанр классической супергероики. Согласно сюжету, дочь нижегородского политика Саша Македонская совершает невозможное — возвращает из небытия советского супергероя Мира, который много лет назад погиб в схватке с американским сверхчеловеком Фаэтоном, «Сыном тысячи солнц». Последний обладал всеми качествами классического супергероя: невероятной силой, огромным интеллектом и костюмом с плащом. Он занимался обычными для супергероя делами — ловил преступников и помогал людям.

Советская пресса уделяла огромное внимание Фаэтону, заявляя, что он мошенник и это всё выдумки. Но вскоре правительство СССР увидело героя своими глазами и, осознавая, какое влияние Фаэтон оказывает на сердца людей, как они в него верят, решило, что им нужен свой герой, богатырь из народа с нашими ценностями и идеалами. Так и появился Мир — первый советский супергерой. По навыкам и способностям он ничуть не уступает своему американскому товарищу — обладает исключительной силой и сверхскоростью, а также телепатическими способностями.

В чём же сходство Мира и Фаэтона? Во-первых, несмотря на то, что изначально Мир был создан для того, чтобы сражаться с американским антагонистом, вернувшись в современность, он захотел помогать людям, ведь это главная задача настоящего героя. Во-вторых, оба героя были фигурками в политической игре, их ловко использовали в своих целях. В-третьих, и тот, и другой как нельзя лучше воплощают образ и идеалы своей страны. И возможно, поэтому Мир кажется нам ближе и роднее. Он словно «свой парень», простой и порой наивный, но такой «тёплый».

Советское воспитание героя усиливает этот эффект «теплоты». Мир выделяется среди всех персонажей комиксов BUBBLE: он любит читать книги, до наивности добрый, «правильный» и справедливый. Герой внушает нам доверие и чувство безопасности, которого так не хватает в наше время. Мир словно то, что должно нас всех объединить и показать, что хорошим быть не сложно. Если вы хотите увидеть настоящего русского супергероя — читайте серию «МИР» от BUBBLE.

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент