16 декабря 2023

Как комиксы покорили мир. История комиксов

Автор статьи: Алексей Волков

Комиксы — один из самых молодых, а потому бурно развивающихся родов искусств. Скромный газетный жанр всего за сто лет завоевал все прочие сферы, от радио и кинематографа до видеоигр и брендов одежды. Кто придумал комиксы, как они менялись с годами и в чём секрет их успеха? Мы постараемся кратко рассказать вам обо всём, что с этим связано.

Изучайте историю комиксов вместе с BUBBLE!

КОМИКСЫ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Не так-то просто дать краткое определение, ведь комиксы бывают совершенно разными, но мы попробуем. Комикс — это несколько изображений, связанных по смыслу. Они могут быть снабжены текстом (как во мгновенно узнаваемых «речевых пузырях», они же филактеры, они же баблы — это и дало название нашему издательству — так и без них), они могут быть даже анимированы, но главное — это последовательность картинок, рассказывающих историю. Комикс — это не жанр (они могут быть в любом из существующих в других медиа жанре). Кроме того, комиксами принято называть любые по формату издания такого рода искусства, от журналов до «графических романов», т.е. книг комиксов.

ГДЕ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ КОМИКСЫ?

Один из комикс-стрипов о Жёлтом Малыше, нарисованных Ричардом Фелтоном Аутколтом.

Исследователи в романтическом порыве умудряются называть комиксами и наскальную живопись, и житийные иконы, и лубочные картинки. Но это всё далёкие предки нынешних комиксов (курица, как известно, считается близким «родственником» доисторических ящеров, но всё-таки мы не называем динозавров курицами и наоборот), это «прото-комиксы». История возникновения собственно комиксов в их современной форме начинается в конце 19-го века. Периодическая печать тогда активно осваивала новые технологии, и в газетах начали появляться качественные многочастные карикатуры, со временем получившие название comics (или funnies), ведь они были преимущественно юмористическими. Какой именно комикс был самым первым в мире, где он появился и кто его создал — это открытый вопрос. Большинство считают таковым американский «Hogan’s Alley» (1895) Ричарда Аутколта, а его главного героя, Жёлтого Малыша (Yellow Kid) — первым по-настоящему популярным комиксным героем. За ним последовали «The Katzenjammer Kids» (1897) Рудольфа Диркса, вдохновлённые популярной тогда детской книжкой «Макс и Мориц». Газетные комиксы выходили как «ежедневные стрипы» (первым таким комиксом считается «Mutt and Jeff», созданный Бадом Фишером в 1907 году) — несколько чёрно-белых кадров по будням, а по воскресеньям комиксы занимали целую цветную страницу. Огромным успехом у читателей и критиков пользовались комикс-ситком «Bringing Up Father» (1913) Джорджа Макмануса и сюрреалистический «Krazy Kat» (1913) Джорджа Херримана, в 1916 году по мотивам обоих стрипов начали выходить мультфильмы. В 1929 году начался бум приключенческих историй — герой джунглей Тарзан, «попаданец» в будущее Бак Роджерс (во Франции в этом же году появляется свой первый сверхпопулярный герой комиксов, Тинтин). Тиражи газеты огромны, а значит, и читательская аудитория тоже.

В 1934 году популярные стрипы начинают переиздаваться в новом типе изданий, журналах комиксов (comicbooks). Издатели, которые не могут позволить себе покупку лицензии на популярные газетные комиксы, начинают печатать в своих журналах оригинальные истории. Десятки молодых художников хотели рисовать стрипы, но не могли пробиться в газетные синдикаты, теперь же для них открылось новое поле деятельности. В каком же году появляется первый современный комикс? Ключевым событием становится выход в 1938 году первого номера журнала Action Comics, где дебютирует Супермен, персонаж Джерри Сигеля и Джо Шустера.

ЗОЛОТОЙ ВЕК КОМИКСОВ

Джо Шустер (слева) и Джерри Сигел (справа) — художник и сценарист, создавшие Супермена.

Период с 1938 по 1956 годы принято называть Золотым Веком комиксов. Термин появился в 1960-е в фанатской прессе, а позже деление истории на «века комиксов» по примеру древнегреческого поэта Гесиода (и по взлётам популярности главного оригинального жанра журнальных комиксов, супергероики) стало общеупотребительным. Золотой Век — время экспериментов, когда в одном журнале выходило несколько историй про разных персонажей, рядом могли соседствовать совершенно разные художественные стили.

Именно в эту эпоху появились будущие гиганты мировой комикс-индустрии — DC Comics (тогда назывались National Allied Publications) и Marvel (Timely Comics), но тогда же появилось множество других издательств, и все, узнав о невероятном успехе Супермена, принялись создавать своих супергероев. Бэтмен (1939), Капитан Марвел (1939, сейчас персонажа называют Шазам), Синий Жук (1939), Флэш (1940), Зелёный Фонарь (1940), Чудо-Женщина (1941), Капитан Америка (1941) — это так, вершина айсберга. В 1940 году появилась и первая популярная команда супергероев — Общество Справедливости Америки (к тому же на первых порах это был один из первых кроссоверов разных издательств).

Со вступлением США во Вторую мировую популярность комиксов только выросла — и читателям нужна была отдушина в тяжёлое время, и у вымышленных героев появилась общая угроза. Но это «единообразие» едва не погубило жанр — в пятидесятые остались только самые гибкие из супергероев, те, кому не повредила смена настроения комиксов (даже funny animals, комиксы про мультяшных зверушек, и те были популярнее супергероики). Тем не менее, Супермен блистал на телевидении, а попытки перезагрузки супергероев время от времени всё же происходили. В Японии после Второй мировой начала бурно развиваться манга, на которую повлияли американские комиксы и анимация.

В топах воцарились криминальные комиксы, хоррор-комиксы и однотипные мелодрамы. Аудитория первых журналов выросла, с ними «росли» и жанры. Но они стали причиной моральной паники, охватившей США в начале пятидесятых, когда комиксы начали винить в росте подростковой преступности. Некоторые издательства были вынуждены закрыться, а другие принять Кодекс Комиксов (он же Комикс-Код), ряд цензурных ограничений, запиравших комиксы в категории «для младшего школьного возраста». Паника затронула и Англию, где в ответ начали активнее создавать свои собственные приключенческие комиксы. Американские же издатели отчаянно искали новый тренд, который был бы столь успешен, как и супергерои в сороковые — вестерны, военные приключения, научная фантастика (эпоха пятидесятых иногда носит название «Атомного Века комиксов»). В итоге жизнь подтвердила, что «всё новое — хорошо забытое старое». DC перезапустили Флэша (1956) и Зелёного Фонаря (1959), дав жизнь Серебряному Веку, а «Лига Справедливости Америки» (1960) вывела «командные» комиксы на новый уровень. В историях о новых героях появлялись и их предыдущие версии — читателям объявили, что они живут в другом измерении, что стало началом комиксных мультивселенных.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК КОМИКСОВ