16 декабря 2023

Как комиксы покорили мир. История комиксов

Автор статьи: Алексей Волков

Комиксы — один из самых молодых, а потому бурно развивающихся родов искусств. Скромный газетный жанр всего за сто лет завоевал все прочие сферы, от радио и кинематографа до видеоигр и брендов одежды. Кто придумал комиксы, как они менялись с годами и в чём секрет их успеха? Мы постараемся кратко рассказать вам обо всём, что с этим связано.

Изучайте историю комиксов вместе с BUBBLE!

КОМИКСЫ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Не так-то просто дать краткое определение, ведь комиксы бывают совершенно разными, но мы попробуем. Комикс — это несколько изображений, связанных по смыслу. Они могут быть снабжены текстом (как во мгновенно узнаваемых «речевых пузырях», они же филактеры, они же баблы — это и дало название нашему издательству — так и без них), они могут быть даже анимированы, но главное — это последовательность картинок, рассказывающих историю. Комикс — это не жанр (они могут быть в любом из существующих в других медиа жанре). Кроме того, комиксами принято называть любые по формату издания такого рода искусства, от журналов до «графических романов», т.е. книг комиксов.

ГДЕ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ КОМИКСЫ?

Один из комикс-стрипов о Жёлтом Малыше, нарисованных Ричардом Фелтоном Аутколтом.

Исследователи в романтическом порыве умудряются называть комиксами и наскальную живопись, и житийные иконы, и лубочные картинки. Но это всё далёкие предки нынешних комиксов (курица, как известно, считается близким «родственником» доисторических ящеров, но всё-таки мы не называем динозавров курицами и наоборот), это «прото-комиксы». История возникновения собственно комиксов в их современной форме начинается в конце 19-го века. Периодическая печать тогда активно осваивала новые технологии, и в газетах начали появляться качественные многочастные карикатуры, со временем получившие название comics (или funnies), ведь они были преимущественно юмористическими. Какой именно комикс был самым первым в мире, где он появился и кто его создал — это открытый вопрос. Большинство считают таковым американский «Hogan’s Alley» (1895) Ричарда Аутколта, а его главного героя, Жёлтого Малыша (Yellow Kid) — первым по-настоящему популярным комиксным героем. За ним последовали «The Katzenjammer Kids» (1897) Рудольфа Диркса, вдохновлённые популярной тогда детской книжкой «Макс и Мориц». Газетные комиксы выходили как «ежедневные стрипы» (первым таким комиксом считается «Mutt and Jeff», созданный Бадом Фишером в 1907 году) — несколько чёрно-белых кадров по будням, а по воскресеньям комиксы занимали целую цветную страницу. Огромным успехом у читателей и критиков пользовались комикс-ситком «Bringing Up Father» (1913) Джорджа Макмануса и сюрреалистический «Krazy Kat» (1913) Джорджа Херримана, в 1916 году по мотивам обоих стрипов начали выходить мультфильмы. В 1929 году начался бум приключенческих историй — герой джунглей Тарзан, «попаданец» в будущее Бак Роджерс (во Франции в этом же году появляется свой первый сверхпопулярный герой комиксов, Тинтин). Тиражи газеты огромны, а значит, и читательская аудитория тоже.

В 1934 году популярные стрипы начинают переиздаваться в новом типе изданий, журналах комиксов (comicbooks). Издатели, которые не могут позволить себе покупку лицензии на популярные газетные комиксы, начинают печатать в своих журналах оригинальные истории. Десятки молодых художников хотели рисовать стрипы, но не могли пробиться в газетные синдикаты, теперь же для них открылось новое поле деятельности. В каком же году появляется первый современный комикс? Ключевым событием становится выход в 1938 году первого номера журнала Action Comics, где дебютирует Супермен, персонаж Джерри Сигеля и Джо Шустера.

ЗОЛОТОЙ ВЕК КОМИКСОВ

Джо Шустер (слева) и Джерри Сигел (справа) — художник и сценарист, создавшие Супермена.

Период с 1938 по 1956 годы принято называть Золотым Веком комиксов. Термин появился в 1960-е в фанатской прессе, а позже деление истории на «века комиксов» по примеру древнегреческого поэта Гесиода (и по взлётам популярности главного оригинального жанра журнальных комиксов, супергероики) стало общеупотребительным. Золотой Век — время экспериментов, когда в одном журнале выходило несколько историй про разных персонажей, рядом могли соседствовать совершенно разные художественные стили.

Именно в эту эпоху появились будущие гиганты мировой комикс-индустрии — DC Comics (тогда назывались National Allied Publications) и Marvel (Timely Comics), но тогда же появилось множество других издательств, и все, узнав о невероятном успехе Супермена, принялись создавать своих супергероев. Бэтмен (1939), Капитан Марвел (1939, сейчас персонажа называют Шазам), Синий Жук (1939), Флэш (1940), Зелёный Фонарь (1940), Чудо-Женщина (1941), Капитан Америка (1941) — это так, вершина айсберга. В 1940 году появилась и первая популярная команда супергероев — Общество Справедливости Америки (к тому же на первых порах это был один из первых кроссоверов разных издательств).

Со вступлением США во Вторую мировую популярность комиксов только выросла — и читателям нужна была отдушина в тяжёлое время, и у вымышленных героев появилась общая угроза. Но это «единообразие» едва не погубило жанр — в пятидесятые остались только самые гибкие из супергероев, те, кому не повредила смена настроения комиксов (даже funny animals, комиксы про мультяшных зверушек, и те были популярнее супергероики). Тем не менее, Супермен блистал на телевидении, а попытки перезагрузки супергероев время от времени всё же происходили. В Японии после Второй мировой начала бурно развиваться манга, на которую повлияли американские комиксы и анимация.

В топах воцарились криминальные комиксы, хоррор-комиксы и однотипные мелодрамы. Аудитория первых журналов выросла, с ними «росли» и жанры. Но они стали причиной моральной паники, охватившей США в начале пятидесятых, когда комиксы начали винить в росте подростковой преступности. Некоторые издательства были вынуждены закрыться, а другие принять Кодекс Комиксов (он же Комикс-Код), ряд цензурных ограничений, запиравших комиксы в категории «для младшего школьного возраста». Паника затронула и Англию, где в ответ начали активнее создавать свои собственные приключенческие комиксы. Американские же издатели отчаянно искали новый тренд, который был бы столь успешен, как и супергерои в сороковые — вестерны, военные приключения, научная фантастика (эпоха пятидесятых иногда носит название «Атомного Века комиксов»). В итоге жизнь подтвердила, что «всё новое — хорошо забытое старое». DC перезапустили Флэша (1956) и Зелёного Фонаря (1959), дав жизнь Серебряному Веку, а «Лига Справедливости Америки» (1960) вывела «командные» комиксы на новый уровень. В историях о новых героях появлялись и их предыдущие версии — читателям объявили, что они живут в другом измерении, что стало началом комиксных мультивселенных.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК КОМИКСОВ

Молодой сценарист Стэн Ли, создатель наиболее популярных супергероев американского издательства Marvel Comics.

За DC потянулись и другие издательства — многим хотелось вписаться в тренд обновлённой супергероики. Их главным конкурентом стало издательство, взявшее новое имя — Marvel. Они пережили ряд взлётов и падений в 1950-е, а теперь представили читателям целую плеяду новаторских комиксов — «Фантастическая Четвёрка» (1961), «Невероятный Халк» (1962), «Удивительный Человек-Паук» (1963). Из-за кабальных условий дистрибьюторской сделки многие из их героев дебютировали в антологиях фантастических комиксов, а не в сольных сериях — Тор (1962), Человек-Муравей (1962) и Оса (1963), Железный Человек (1963). В дальнейшем эти герои станут звёздами командной серии «Мстители». Marvel возвращало и персонажей Золотого Века (Капитан Америка, Нэмор) и часто делало героями бывших злодеев (Чёрная Вдова, Соколиный Глаз). К комиксам удалось не только привлечь новое поколение, но и разжечь интерес у старых фанатов — активно развивался фандом, многие активные его деятели затем находили работу в комикс-индустрии. 

С популярности телесериала «Бэтмен» в 1966 году началась новая телевизионная эпоха для супергероев, которые теперь буквально не сходили с экранов. 

Хоррор-комиксы обрели новую популярность благодаря издательству Warren, которое начало издавать не comicbooks, а чёрно-белые журналы комиксов, на которые не распространялось действие Комикс-Кода. «Creepy» (1964), «Eerie» (1966) и «Vampirella» (1969) продолжали линию их популярного журнала о фильмах ужасов («Famous Monsters of Filmland», 1958), работая с растущим хоррор-фандомом.

Расцвет молодёжной контркультуры привёл к появлению обширного комикс-андеграунда, обходившего все запреты и нарушавшего все табу мейнстримных комиксов.

Но именно супергероика вновь (и уже надолго) стала главным жанром американских комиксов благодаря своей способности впитывать особенности других жанров. DC брали изобретательными фантастическими сюжетами и работой первоклассных художников, а Marvel — новаторством. Редактор Стэн Ли изобрёл «метод Marvel» — художники работают по его синопсису, иногда просто после беседы о будущем сюжете, а он затем пишет диалоги. Эта схема стала причиной невероятного креативного взрыва, который вознёс издательство выше всех других, но и она же к концу эпохи стала причиной конфликтов основных художников (Джек Кирби, Стив Дитко) с Ли. В 1970 году Джек Кирби, приложивший руку к созданию практически всех основных супергероев Marvel, ушёл в DC.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК КОМИКСОВ

Фотография Джека Кирби, сделанная Сьюзан Скаар во время сеанса в студии в доме Джека в Таузенд-Оукс, Калифорния. Фотографии позже были опубликованы в The Art of Jack Kirby (Blue Rose Press, 1993).

В 1970-е крупные издательства начали активно работать и с другими жанрами, которые в итоге позволяли держать супергероев на плаву. И Marvel, и DC отдали дань «мечу и магии» — в виде серий «Конан-варвар» (1970) и «Варлорд» (1975) соответственно, за которыми потянулись многие другие персонажи такого рода. Комикс-Код был частично изменён, благодаря чему крупные издательства смогли переиздать как свои старые хоррор-истории, так и запустить новые серии (для Marvel главной стала «Гробница Дракулы», а для DC — «Болотная Тварь»). Одним из самых заметных собственных персонажей Marvel стал Утка Говард, появившийся в 1973 году и ставший своеобразным переходным звеном между андеграундом и мейнстримом. 

В DC Джек Кирби попытался создать собственную вселенную внутри вселенной и развить свои идеи времён работы в Marvel с запуском комикса «Новые Боги» (1971) и связанных с ним серий. Так называемый «Четвёртый мир» Кирби не снискал тогда особенно успеха, но повлиял как на видение авторских комиксов, так и на создание жанра «супергеройских космоэпиков», которые станут основой большинства масштабных кроссоверов в дальнейшем, например, «Кризиса на Бесконечных Землях» (1985) DC или «Перчатки Бесконечности» (1991) Marvel. Самым же популярным изданием Marvel того десятилетия стал даже не чёрно-белый и крайне влиятельный в индустрии «Дикий меч Конана-варвара» (1974), один из первых заходов издательства на территорию комиксов для взрослых, а серия по мотивам «Звёздных Войн» (1977).

Американская комикс-индустрия начинает активно пользоваться достижениями других стран, публикуя иностранные комиксы и приглашая на работу художников со всего земного шара. Важной вехой в этом процессе становится «Heavy Metal» (1977), журнал взрослых комиксов, начинавшийся как англоязычная версия французского «Métal Hurlant» (1974).

ТЁМНЫЙ ВЕК И ВЕК БАРОККО

Комикс «Хранители» стал самой известной работой британского сценариста Алана Мура и одним из самых популярных комиксов в истории.

В восьмидесятые господствовали два направления: создание серий комиксов в рамках франшиз и развитие рынка для взрослых читателей. Рост магазинов комиксов и внедрение формата «графического романа» (книги комиксов для продажи в книжных магазинах, куда не попадала периодика). «Джи-Ай Джо» (1982), «Властелины Вселенной» (1982), «Трансформеры» (1984) — это одни из популярных серий, которые использовались для продвижения линеек игрушек наравне с мультсериалами. Одним из самых прибыльных комиксов Marvel оказывается кроссовер «Секретные Войны» (1984), созданный как реклама экшн-фигурок. «Подростки Мутанты Ниндзя Черепашки» (1984) стали одной из самых заметных андеграундных серий «тёмного века», мрачным пародийным комиксом, который привёл к появлению и игрушек, и фильмов, и серий комиксов от более мейнстримных издательств.

И известные авторы, и небольшие издательства проявляют всё больший интерес к манге.

Тенденции в развитии супергероики прошлых лет сохранились, но теперь издатели и авторы стремились создавать хитовые ограниченные серии, которые будут отлично продаваться в магазинах комиксов, а потом и в книжных магазинах в формате «графического романа». Так появилась целая серия «Marvel Graphic Novel» (1983), а DC в 1986 году запускают сверхуспешные «Возвращение Тёмного Рыцаря» и «Хранителей», что приведёт к созданию в 1993 году импринта Vertigo, который закрепит за более семейными в прошлом комиксами DC статус «мрачных и реалистичных». Английские авторы, активно приглашаемые на работу в США, создали целый корпус комиксов для читателей постарше, следствием которого станет не только расширение читательской аудитории, но и своеобразная реакция — в начале 1990-х мейнстримная супергероика станет совершенно иной. Читатели, вдохновлённые газетными статьями о высокой стоимости коллекционных комиксов с одной стороны и «экстремальной» молодёжной эстетикой первой половины 1990-х с другой, начнут массово скупать работы новых суперзвёзд — Роба Лайфилда, Тодда Макфарлейна, Джима Ли. Новые кумиры в 1992 году создадут издательство Image.

Ажиотажный спрос на коллекционные вариативные обложки окажется пузырём, к середине девяностых крупные издательства окажутся на грани катастрофы, выходом из которой окажется расширение ассортимента с прицелом на новую аудиторию, выпуск фильмов, сериалов и мерчендайза.

НУЛЕВЫЕ И ДЕСЯТЫЕ: ЦИФРОВОЙ ВЕК КОМИКСОВ

Доступный высокоскоростной Интернет дал рождение современной эпохе в развитии комикс-индустрии. Теперь новые комиксы из любой страны стало возможно раздобыть, не выходя из дома. Классика прошлых лет переиздаётся в новых форматах, от доступных книг в мягкой обложке до совсем роскошных коллекционных фолиантов, возникает спрос на ретро-комиксы. Процветают веб-комиксы, в сети живут многие старые комикс-стрипы и создаются новые популярные серии — «Цианид и Счастье» (2005), «XKCD» (2005), из Южной Кореи приходит и становится известен во всём мире формат «вебтуна». Возможность публиковаться в сети открывает дорогу множеству новых авторов.

Фильмы по комиксам становятся одними из самых кассовых в истории, появляются свои «киновселенные», постоянно выпускаются новые сериалы и мультфильмы, многие из которых выпускаются специально для стриминговых сервисов, ставших ещё одной технологической новинкой новой эпохи. 

Комиксы не на английском языке становятся доступнее во всём мире — активно переводятся манга и манхва, французские bandes dessinées. Старые, давно не переиздававшиеся комиксы, попавшие в категорию общественного достояния, собираются в сетевые архивы, и теперь с ними совершенно свободно может ознакомиться любой читатель. 

А ЧТО В РОССИИ?

Первыми ежемесячными сериями издательства BUBBLE стали (слева направо) «Бесобой», «Майор Гром», «Инок» и «Красная Фурия».

Когда вышел первый комикс в России? Отечественные комиксы застряли в своей прото-стадии на протяжении почти всей истории СССР, редкие исключения только подтверждают правило. С началом перестройки появилась возможность создавать уже полноценные вещи, первый бум случился уже в 1990-е, когда по всей стране начали возникать свои издания и издательства, от студии «КОМ» в Москве до журнала «Велес» в Екатеринбурге. Иностранные комиксы до нулевых издавались нерегулярно, но тем не менее успели завоевать свих читателей. Издательство «Комикс», печатавшее переводные комиксы Marvel в нулевые, стало настоящей кузницей кадров для будущей отечественной комикс-индустрии. В плане оригинальных комиксов долгожителями можно назвать журналы «Серёжка»/ «Арбуз» (1994-1999) и «Великолепные приключения» (1999-2003). В начале 2010-х западный бум комиксной культуры достигает и России — появляются первые специализированные магазины, активно начинают издаваться переводные комиксы, о выходе которых раньше читатели могли только мечтать, постоянно проводятся тематические фестивали. 

Появившееся в 2011 году издательство BUBBLE становится одним из столпов комикс-индустрии России. Множество регулярных серий, «графические романы», экранизации, своя собственная вымышленная мультивселенная — и всё это на мировом уровне.

Это, разумеется, только самая краткая из возможных историй создания увлекательного мира комиксов. И, что самое интересное, эта история творится на ваших глазах, и вы можете стать её активными участниками в качестве авторов, критиков или просто в самой приятной и почётной роли — читателей.

 

Автор: Алексей Волков

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент