24 апреля

Сюрреалистичные измерения и фантастические существа: как создавался комикс «Вор Теней»

Авторы сценария: Кирилл Кутузов, Алексей Волков
Художник: Алексей Горбут
Дата выхода: 27 ноября 2020 г.

Эх, весна, сейчас бы бросить все дела и умчаться на дачу ложных показаний, где невидимая рука рынка вытягивает из кладбища времени летальный лифт… стоп, что?! Да, вы всё верно прочитали, и если у вас возникли вопросы, то, скорее всего, вы просто не были в Изнанке — параллельном мире, где привычная жизнь переворачивается вверх дном самыми неожиданными образами.

Зато в Изнанке постоянно бывают участники Пёстрой Банды — воры-колдуны, которые используют магию чтобы обогатиться (или хотя бы постараться). Как можно было догадаться, такое положение дел не может устраивать всех участников Пёстрой Банды. И один из них мечтает однажды избавиться от своего магического ремесла и вернуть простую человеческую жизнь. Именно так начинается история одного вполне неплохого, но очень неудачливого парня по имени Пётр Павлович Таиров, или, как он более известен в Изнанке — Вора Теней.

«Вор Теней» — серия комиксов, в которой возможно буквально всё, что угодно, начиная от «убийства» времени и заканчивая уплатой налога на воровство. Первый выпуск этого сюрреалистичного комикса вышел в мае 2019 года, а первый том появился на свет уже в ноябре 2020-го. Сегодня мы с вами окунёмся в историю создания этой необычной серии, которую подарил миру легендарное трио из сценаристов Кирилла Кутузова, Алексея Волкова и художника Алексея Горбута.

Предыстория появления «Вора Теней»

«Дос даже не догадывается, что пошёл на свидание с настоящей супергероиней — Вулканикой из команды Победителей Невозможного!».
— Рассказчик, «Вор Теней», № 2, «Вор Теней против бандитов-футуристов»

Как это часто бывает, когда речь заходит о творчестве Алексея Волкова и Кирилла Кутузова, история происхождения «Вора Теней» тесно переплетена с совершенно другим комиксом — «Победителями Невозможного». Тогда ещё без участия Кирилла Кутузова, Алексей Волков и Алексей Горбут решили объединить усилия и создать комикс с фантастическим сюжетом и рисунком в ретро-стилистике.

«Я делал комиксы, грубо говоря самиздатные. Алексей Волков увидел эти комиксы и написал мне и сказал „давай сделаем книжку“. Я сказал „давай“. Он сказал, что эта книжка будет официально издана, я сказал „конечно“. С 2016-го года мы делаем комиксы», — вспоминает Горбут начало совместного творчества с Волковым. Таким образом, в 2017 году выходит комикс «Победители Невозможного».

Кирилл Кутузов
сосценарист «Вора Теней» и автор серии «4итеры»
В какой-то момент стало ясно, что нужно переходить от формата выпуска сразу книжки к выпуску синглов, потому что слишком долгий был производственный процесс — люди просто забывали о том, что есть такая серия. Было решено придумать какой-нибудь спин-офф.

Однако через некоторое время творческий дуэт пришёл к выводу, что формат издания  «Победителей Невозможного» в формате томов-сборников слишком замедляет процесс выхода новых комиксов серии. И чтобы удержать внимание читателей, которые между выходом новых томов могли просто забыть о существовании комикса, было решено создать спин-офф — комикс, который был бы косвенно связан с «Победителями Невозможного», но при этом рассказывал бы свою собственную уникальную историю.

Коллекция волшебства и безумия: как возникла идея комикса

«Три года я колдовал и воровал! Глаза эти дурацкие носил… но теперь всё! Контракт закончился! Я освободился!».
— Дос, «Вор Теней», № 1, «Час Волка»

Так начинается история комикса… нет, ещё не «Вора Теней», но мы подбираемся всё ближе. На первоначальном этапе производства комикс носил название «Пёстрая Банда» — в честь главных героев будущего сюжета, и должен был стать частью антологии под названием «Обратная Сторона». В свою очередь «Обратная Сторона» планировалась как сборник самых разных комиксов, связанных одной героиней, «ведущей», от лица которой читателя бы и вводили в курс дела.

В процессе создания первой истории для антологии, уже упомянутой «Пёстрой Банды», идея сборника начинала казаться авторам всё менее привлекательной, зато появилась новая идея — превратить «Пёструю Банду» из сюжета на один выпуск в полноценную серию с регулярными продолжениями. Примерно в это же время к творческой команде присоединился Кирилл Кутузов.

Алексей Волков
сосценарист «Вора Теней» и автор серии «Мрак»
„Вор Теней“ достаточно поздно получил своё название. Изначально мы планировали сделать антологию, <…> чтобы попробовать разные сюжеты. <…> Первым в антологии шёл бы комикс «Пёстрая Банда», планировавшийся как спин-офф «Победителей Невозможного». <…> Вскоре нам всем разонравилась идея антологии и её название, потому что комикс получался сильным сам по себе, поэтому мы и решили сделать его началом серии „Вор Теней“.

«Комикс получался сильным сам по себе, поэтому мы и решили сделать его началом серии „Вор Теней“», — рассказывает Алексей Волков о начале формирования отдельной самостоятельной серии. В первых месяцах 2019 года уже разрабатывался сценарий к первому выпуску, первоначальные версии которого так же значительно отличались от финальной. Например, Кватро получала флаер у метро и только во втором выпуске становилась участницей Пёстрой Банды (позднее эта сцена с изменениями перешла к Досу, главному герою «Вора Теней»).

Творческий процесс шёл своим чередом, в апреле 2019-го велась работа уже над вторым выпуском: «Я настолько увлёкся сценарием второго выпуска, в котором дебютировала Кватро, что не оставил ничего написать Кириллу, хотя обычно сам сценарий мы делим ровно пополам. Зато он написал почти весь третий», — делится воспоминаниями Волков. «Пишем по разному. Иногда просто обсуждаем изначальный синопсис, делим выпуск пополам. С „Вором Теней“ как правило это работает так: вот у этого выпуска ты пишешь начало, я пишу конец, а у другого выпуска наоборот», — рассказывает Кутузов о ходе совместного написания сценария.

В октябре 2020 года «Вор Теней» совершил «переезд», покинув издательство Jellyfish Jam и присоединившись ко вселенной комиксов издательства BUBBLE. Как итог, в конце пятого выпуска, который вошёл в первый том серии, участники «Пёстрой Банды» начинают безнаказанно обворовывать героев других комиксов BUBBLE.
Художник: Алексей Горбут

Проходит время, дебютные выпуски «Вора Теней» публикуются издательством Jellyfish Jam по необычной (как и всё, связанное с этим комиксом) схеме: «Мы находили сайт, на котором выкладывали номер бесплатно, а затем поступал в продажу номер на бумаге. Сингл не очень дорогой, если вам понравилось — приходите в комикс-шоп, покупайте на бумаге, получайте удовольствие», — говорит Кутузов. С каждым новым номером «Вор Теней» становился всё меньше спин-оффом «Победителей Невозможного» и всё больше — полностью самостоятельным комиксом.

Однако в середине 2020 года издательство Jellyfish Jam фактически прекращает своё существование и на какое-то время серия остаётся без издателя. Но как обычно и происходит с достойными произведениями это длилось недолго: Кутузов, Волков и Горбут, уже на тот момент работавшие в издательстве BUBBLE, получают предложение от Романа Коткова выпускать «Вора Теней» под эгидой, собственно, издательства BUBBLE. И, естественно, это было предложение, от которого было невозможно отказаться. Более того, «Вор Теней» не просто начал выпускаться в BUBBLE, но и стал полноценной частью общей вселенной комиксов издательства.

Современный винтаж встречает фантасмагорию: создание визуала «Вора Теней»

«Извини, что раньше не приглашала… у меня тут бардак, сам видишь, измерения перемешались».
— Уно, «Вор Теней», № 1, «Час Волка»

Наверное, если называть две наиболее выделяющиеся особенности «Вора Теней», которые в совокупности и образуют уникальность этого комикса, то это будут сюрреалистичный и фантасмагоричный сценарий Кирилла Кутузова и Алексея Волкова, а также рисунок Алексея Горбута, выполненный в уже хорошо узнаваемой ретро-стилистике, давно ставшей «визитной карточкой» этого художника.

Если зачастую работа над рисунком делится между двумя людьми (лайнером — человеком, который создаёт чёрно-белый рисунок, и колористом — человеком, который красит готовый чёрно-белый рисунок), то Алексей Горбут выполнял все этапы работы над визуалом в одиночку. Это касается не только линий и цвета, но и разработки внешнего вида персонажей «Вора Теней».

Алексей Горбут
постоянный художник «Вора Теней»
„Вор Теней“ — тот комикс, в котором я постарался максимально добавить мистических и оккультных визуальных элементов и символов. Основное вдохновение черпал из комиксов Стива Дитко, а также из различных алхимических справочников и мистических литературных источников.

Например, образ Кватро, создавался Горбутом по заметкам Волкова, который, в свою очередь, черпал вдохновение в ранних альбомах певицы Дебби Харри, более известной как Blondie, а также в дебютнике Runaways и в альбоме Hit and Run британской рок-группы Girlschool. Волков описывал образ Кватро как эдакой «девчонки по соседству», которая, несмотря на всю магию «Вора Теней», носила бы исключительно повседневную одежду.

Примерно такой же подход использовался и при создании Доса, главного героя «Вора Теней», чей гардероб состоял из тёмных брюк и туфель, чёрного пиджака, белой футболки и… «маски-Зорро» с жёлтыми кошачьими глазами — единственной необычной и выделяющейся части его образа. Помимо этого и Кватро, и Дос носили специальные перевёрнутые жёлтые значки, каждый — с изображением «именного» номера участника Пёстрой Банды («Кватро» в переводе с испанского — «четыре», а «Дос» — «два»).

Концепт-арты главных героев первого тома «Вора Теней», слева направо: Дос, Уно, Кватро, Вулканика (последняя пришла в «Вора Теней» из комикса «Победители Невозможного»).
Художник: Алексей Горбут

Что касается обитателей Изнанки, то тут фантазия авторов не была скована рамками реализма. В ход шли любые, даже самые безумные идеи, будь то бандиты-футуристы с внешностью ретрофутуристических синекожих пришельцев или изнаночные казаки — полицейские-скелеты в жёлто-фиолетовых меховых шубах. Таким образом, облики существ, населяющих Изнанку, резко контрастировали с обликом главных героев. Исключение составляет разве что Уно, которая хоть и является человеком, но большую часть своей жизни прожила в Изнанке (а потому носит одежду под стать настоящей колдунье).

Локации Изнанки были не менее безумными, чем её обитатели: среди источников вдохновения можно обнаружить, например, картины нидерландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера (в частности его картина «Относительность» с парадоксальными лестницами), а также работы американского художника-комиксиста Стива Дитко, работавшего над созданием таких героев, как Человек-Паук и Доктор Стрэндж.

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент