12 октября

Герои «Экслибриума» в мире Говарда Лавкрафта: как создавался сюжет «Морок»

Автор сценария: Наталия Девова
Художник: Константин Тарасов
Колорист: Виктория «Expie Ai» Тиртилова
Дата выхода: июнь — август 2017 г.

Октябрь. Так и хочется взять в руки книгу с любимыми рассказами в жанре ужасов или посмотреть хоррор и пощекотать себе нервы. Наверняка за таким досугом вы задавались вопросом, что бы вы сделали на месте персонажей, оказавшихся в опасных и жутких обстоятельствах. А вот книгочеям из Настоящей Московской Библиотеки не нужно задумываться. Однажды Лиле и её друзьям довелось попасть не абы куда, а в рассказ самого́ мэтра жанра, Говарда Филлипса Лавкрафта, и встретиться там с очень неприятными рыболюдьми из города Иннсмута, которые не очень жалуют чужаков, особенно не из их мира…

Давайте же узнаем, как создавалась одна из самых необычных сюжетных арок серии «Экслибриум», над которой работала команда из бессменной сценаристки комикса Наталии Девовой, художника Константина Тарасова, колористки Виктории «Expie Ai» Тиртиловой и художницы обложек, известной как 144 ☆彡.

Предыстория

Он спросил, умеем ли мы плавать… Есть идеи, куда нас отправят?
— Лиля, «Экслибриум», № 32, «Морок, часть 1»

Во время одного из своих обычных учебных дней в Настоящей Московской Библиотеке Лиля и её друзья Инга, Саша и Матвей проходят урок у нового педагога, Юрия Аркадьевича. Он решает ввести альтернативную систему преподавания и, чтобы научить студентов пользоваться новыми способностями, отправляет их в абсолютно неизвестный книжный мир — в художественный роман культового американского писателя.

«

„Морок“ был во многом экспериментальной аркой. В предыдущих сюжетах мы обычно брали традиционно комфортный сеттинг сказок и переворачивали его с ног на голову, превращая в нечто чудовищное. В „Мороке“ мы пошли от противного — взяли изначально чудовищный сеттинг, чтобы посмотреть, что будет, если попытаться перевернуть с ног на голову нечто по умолчанию безумное. Было весело.

»

Наталия Девова

Наталия Девова, сценаристка и создательница серии «Экслибриум»

Произведения Говарда Филлипса Лавкрафта написаны на стыке жанров мистики, научной фантастики и литературы ужасов. Вдохновляясь работами своих литературных предшественников вроде Эдгара Аллана По («Убийство на улице Морг», «Маска Красной смерти») или Алджернона Блэквуда («Вендиго», «Кентавр»), Лавкрафт написал множество рассказов и романов. Среди наиболее известных «История Некрономикона», «Зов Ктулху» и повесть «Морок над Иннсмутом». Именно в последнюю и попадают герои «Экслибриума».

Встречают по одёжке…

Сто лет не ходила в юбке! Уиии!
— Инга, «Экслибриум», № 32, «Морок, часть 1»

«Морок над Иннсмутом» был впервые опубликован в апреле 1936 года. По сюжету в 1927 году некто Роберт Олмстед путешествовал по Новой Англии и волею судеб оказался в рыбацком городке под названием Иннсмут. Как несложно догадаться, местный антураж отражал характерные черты того времени, а так как одежда книгочеев, попадающих в книгу, меняется в соответствии с сеттингом произведения, то и Лиля с друзьями стали выглядеть словно ничем не примечательные обыватели начала XX века. При этом костюмы героев отражают особенности их характера.

  • Лиля: наряд американского газетчика — плоская кепка, джемпер с коротким рукавом, белая рубашка и чёрный галстук. Возможно, из девушки с её страстью к популярной культуре в XX веке вышел бы неплохой газетчик.

  • Матвей: свободная синяя рубашка в цвет его чернил отражает непринуждённый характер юного книгочея и отличительную способность героя — летать с помощью чернильных крыльев. Характерный пластырь на носу также никуда не делся.

  • Инга: длинное белоснежное, словно её волосы, платье, стремительно развевающееся на ветру от сумасшедшей скорости, с которой она передвигается. Фирменная глазная повязка осталась на месте, а вот любимой кепке повезло меньше — весь сюжет Инга ходит без головного убора, о чём не раз упомянет по ходу действия.

  • Саша: помимо тёмной куртки, белой фуфайки и коричневых брюк, на голове Алиновского красуется шляпа-федора. При создании первых выпусков «Экслибриума» образ Саши планировался более «официальным» и должен был включать старые (и нестареющие) элементы одежды. Получился своеобразный кивок в сторону первых концепт-артов.

Роберт Олмстед в изображении Константина Тарасова и фотография Говарда Лавкрафта в 1915 году, сделанная американской United Amateur Press Association (Объединённой ассоциацией любительской прессы).

Интересно подошли и к облику протагониста повести, встреченного книгочеями. Существует мнение, что, работая над главным героем или рассказчиком, от лица которого ведётся повествование, автор часто намеренно или невзначай описывает в нём себя. Словно следуя этой идее, Наталия Девова и Константин Тарасов решили изобразить главного героя «Морока над Иннсмутом» внешне напоминающим самого Говарда Филлипса и наделили Роберта Олмстеда чертами внешности американского писателя.

Облик Иннсмута

И ни души вокруг, одна тухлая рыба.
— Саша, «Экслибриум», № 32, «Морок, часть 1»

Визуализация места действия литературного произведения всегда интересная задача. Как бы подробно и детально авторы ни описывали все нюансы окружающей героев местности, объёмов текста всё равно не хватит для построения в воображении полной картины происходящего. А значит, у авторов комикса есть свобода самовыражения и возможность дать волю фантазии.

Работая над образом будущего комиксного Иннсмута, Тарасов старался изобразить его так, чтобы он соответствовал описанию и атмосфере оригинальной повести. Город должен быть небольшим, как бы полузаброшенным: дымовые трубы, острые скалы, обломки лодок и кораблей на берегу и виднеющийся вдалеке маяк. Эти детали хорошо дополняют тусклый свет заходящего ало-красного солнца и тёмные переулки рыбацкого городка — заслуга колористки Expie Ai. Во всей красе Иннсмут предстал на обложке 32-го выпуска, первого в сюжете «Морок». Все обложки, входящие в него, нарисовала художница под псевдонимом 144 ☆彡, и они идеально погружают в атмосферу лавкрафтовских рассказов.

Влияние на последующие события

И ничего я не пытаюсь казаться хуже.
— Матвей, «Экслибриум», № 34, «Морок, часть 3»

«Морок» не продвигал вперёд основную сюжетную линию «Экслибриума», но стал отправной точкой в изменениях внутри главных героев серии и их взаимоотношений друг с другом. Столкновение с жуткими рыболюдьми-мутантами из книги Лавкрафта способствовало сближению Лили, Саши, Инги и Матвея.

  • Лиля научилась лучше справляться со своими способностями, а в борьбе с прислужниками Дагона из Иннсмута проявила себя как незаменимый член команды. Из неуверенного новичка она постепенно раскрывается как верный друг и умелый книгочей.

  • Саша сталкивается с другим студентом Настоящей Московской Библиотеки, который может повторить его печальную ошибку из прошлого, унёсшую жизни многих книгочеев. Это заставляет героя вновь оглянуться на события давно минувших дней. Он начинает ещё внимательнее следить за тем, чтобы его друзья и другие книгочеи были в безопасности.

  • Неугомонная Инга находит для себя отдельное приключение — вернуть похищенные шапки, которые оказались запертыми внутри книги Лавкрафта. Попутно она сближается с Лилей, открыто и с энтузиазмом поддерживая её решения, а также мотивирует ленивого Матвея проявить себя.

  • Матвей, привыкший к одиночеству и не нуждающийся в чьей-либо компании, постепенно осознаёт для себя ценность дружбы с Лилей, Сашей и Ингой. Под влиянием последней он даже отбрасывает свой привычный цинизм, помогает общему делу и демонстрирует смекалку и находчивость, когда герои пытаются не дать книге мутировать.

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент