Прекрасный мир, сокрушённый богами: как создавалась манга «Тагар»

Автор сценария: Анна Сергеева
Художник: Марина Привалова
Дата выхода: 28 сентября 2017 г.
Утро, вокзал. Множество людей — каждый из них спешит по своим делам: кто-то только-только выходит из вагона и стремится поскорее попасть в город, а кто-то изо всех сил старается не опоздать на свой поезд. И среди этой людской толпы тёмноволосый юноша мчится сломя голову чтобы успеть увидеться со своей девушкой. Короткий разговор, мимолётное объятие и её уже нет — поезд ушёл, оставив юношу наедине… наедине с концом света, забравшим жизни всех, кто находился в тот день на вокзале. Всех, кроме жизни юноши.
Этот загадочный катаклизм изменил мир навсегда. Теперь человечество вынуждено жить в перманентном страхе перед новыми стихийными бедствиями. Однако что же стоит за ними? Какие высшие силы посчитали нужным наказать человечество? Ответы на эти вопросы известны только одному — юноше по имени Куно, тому, кто оказался прямо в эпицентре самой первой катастрофы. Именно в его руках находится ключ к разгадке тайны, однако чтобы разгадать её Куно придётся вспомнить, кем же он является на самом деле, а также столкнуться лицом к лицу с могущественными существами, которые хотят уничтожить человечество.
«Тагар» — первая манга издательства BUBBLE, легендарный бестселлер и грандиозный проект от сценаристки Анны Сергеевой и художницы Марины Приваловой. Сегодня мы с вами окунёмся в создание первого тома «Тагара» и наконец-то узнаем, как с чего началась история этой великолепной манги!
Предыстория появления «Тагара»
«Мир вокруг готов помочь тебе, даже если ты этого не видишь. У тебя много союзников… Пусть пока ты этого и не понимаешь».
История «Тагара» началась в далёком 2011-м году, когда художница Марина Привалова познакомилась со сценаристкой Анной Сергеевой. Некоторое время Марина пыталась реализовать идею манги самостоятельно, однако довольно скоро пришло понимание, что создание иллюстраций давалось ей проще, чем написание полноценного сценария. Тем не менее, к Сергеевой она пришла не с пустыми руками — у Приваловой уже были некоторые наработки: концепты и наброски будущего сюжета и образов главных персонажей манги.
У самой Анны на тот момент были различные пробы пера в коротких зарисовках и фанфикшене, и во многом «Тагар» стал для неё практически первой полноценной работой и проектом. Таким образом, объединив свои сильные стороны и таланты, девушки, которые сошлись на общей любви к манге, приступили к созданию первой версии своей собственной авторской манги — период, за который была создана первоначальная версия «Тагара», продлился с 2012 по 2013 год.
Боги, вороны и картошка фри: как возникла идея манги
«По голосу твоей помощницы было понятно, что случилось нечто весьма важное».
Возможно вы удивитесь, но первоначальная версия «Тагара», созданная творческим дуэтом Сергеевой и Приваловой в период с 2012-го по 2013-й, разительно отличается от того, чем манга стала в итоге. Причём отличия касаются не только сюжета, но и рисунка. «Практически всей мистической составляющей в первом варианте не было. И он, кстати, больше походил на классическую мангу», — рассказывает Сергеева о начале работы над «Тагаром».
Рисунок и в целом стилистика «Тагара» были намного проще, чем в финальной версии; было гораздо меньше невероятно детализированных разворотов, которыми, в числе прочего, так прославился «Тагар» уже после своего полноценного релиза. Тем не менее, визуальные образы персонажей, уже существовавших на тот момент в сюжете, не слишком сильно отличались от тех, что можно лицезреть в итоговой манге — вместо этого местами были переработаны именно сценарные образы героев: их поведение, привычки и особенности характера.
В первой версии «Тагара» вся история, связанная с богами-воронами полностью отсутствовала и была добавлена уже значительно позже. Так, в этой версии Куно занимался воровством ложек из галереи Сильвии, сам Тагар являлся единственным ребёнком в семье, а Марк носил дурацкого вида шляпу. 2014 год Анна и Марина посвятили попытке издать «Тагара» в его тогдашнем виде. Несмотря на обращения как в иностранные, так и в отечественные издательства, переговоры не дали результатов, а первый вариант манги за год успел сильно устареть — как в плане сюжета, так и в плане графики. Таким образом, творческий дуэт принимает решение полностью переработать имеющийся материал.
Второй значительно переработанный вариант уже включал в себя историю о семействе божественных ворон. При этом единственной частью, которая осталась почти без изменений, стал Пролог — остальная часть истории пошла уже по совершенно иному пути. На появление идеи о семье Тагара из богов-воронов повлияли несколько древних легенд и мифов, в частности мифы восточной Сибири и северо-восточной Азии о пожирании солнца вороном, а также китайская легенда о лучнике Хоу И, который сразился с девятью трёхлапыми золотыми воронами, олицетворяющими солнце. Интересный факт: частично эти же мифы легли в основу образа бога-ворона Кутха из кроссовера «Время Ворона». Вот такие получаются общие «корни» у комиксов и манги BUBBLE.
В центре повествования манги «Тагар» находится конфликт могущественных богов-воронов, которые по своему желанию могут принимать человеческий облик.
Художник: Марина Привалова
«Нельзя сказать, что „Тагар“ это чистая копия китайской легенды о девяти солнцах. Нет. Но с миру по нитке — так ткалось полотно мифа о Тагаре и впоследствие уже о его семье», — рассказывает Марина Привалова. И действительно, вдохновением для «Тагара» могло послужить всё, что угодно, и в не последнюю очередь случаи из реальной жизни: «Однажды Ане попалось на глаза, как вороны на улице клюют картофель фри. Нам так понравилась эта картина, что мы решили сделать Тагара настоящим фанатом картошки фри, который считает её главным достижением человеческой цивилизации». После окончания переработки первые две обновлённые главы «Тагара» были опубликованы на сайте интернет-издательства «Аксис Комикс». Однако и тут манге не суждено было реализоваться — через какое-то время «Аксис Комикс» закрылся. Девушки посчитали это тупиковой ситуацией, из которой не было выхода — все наработки «полетели в стол».
Третья попытка издать свои труды появилась, почти что, сама собой: в 2016 году Марина уже работала художницей в издательстве BUBBLE и успела приложить руку с таким сериям, как «Инок» и «Красная Фурия». Узнав о том, что у Марины был собственный авторский проект, главный редактор BUBBLE Роман Котков предложил издать работу в импринте BUBBLE Visions. Именно так и состоялся уже полноценный дебют манги на фестивале Comic Con Russia в сентябре 2017 года. Успешные продажи этой манги открыли возможность для создания нового импринта, BUBBLE Manga, а также выхода последующих томов «Тагара».
Мультикультурный урбанизм и боги в людской одежде: создание визуала «Тагара»
«Выглядишь так, будто твоя вселенная перевернулась, даже жаль отвлекать».
Несмотря на то, что сюжет и история «Тагара» были выполнены в формате манги, источников вдохновения у проекта было великое множество, и взяты они были не только из азиатской культуры. Пожалуй, наиболее показательным примером такого «мультикультурного» подхода будет внешний вид, облик и архитектура города, в котором происходят события «Тагара».
При работе над «Тагаром» девушки брали наиболее красивые и запоминающиеся локации из городов по всему миру в качестве основы для места действия «Тагара». Например, уже на самой первой странице пролога (часть её вы можете найти в самом начале статьи) можно наблюдать купол здания, чей внешний вид поразительно напоминает купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, родного города сценаристки и художницы манги. Уже на следующем кадре — дорожные магистрали и метромост словно бы из Чикаго. Вокзал, на который прибывает Куно в поисках Софи — почти что полная копия Витебского вокзала, вновь из Санкт-Петербурга.
Примерно такой же подход сохранялся и при разработке внешности и гардероба разношёрстных героев манги. Так, Куно, чей образ складывался гораздо дольше остальных персонажей, стал своеобразным «европейским азиатом», словно бы сбежавшим с фестиваля японской культуры. Братья Матисс и Микаэль — мулаты, Сильвия — «средиземноморская красотка» словно бы из Туниса или Италии, а Марк — «холодный» скандинавец. «Это мы просто развлекались и ни в коем случае не хотели давать им определённую национальность. Просто очень хотелось поиграть с типажами и с внешним видом», — рассказывает Марина о подходе в создании героев «Тагара».
Но, возвращаясь к Куно, его дизайн основывался не только на современной японской моде, но и на общей для манги тематике ворон. И его характер, и его внешность, и его одежда — всё это должно было вызывать ассоциации с воронами. «Образ ворона ещё с первого варианта сюжета присутствовал неизменно, а потом и вовсе начал главенствовать», — рассказывает Анна Сергеева. Если говорить о характере, то Куно унаследовал от ворон любовь ко всему блестящему (вспомните как мы говорили, что в первом варианте сценария он воровал ложки у Сильвее), а если говорить о внешности — чёрные волосы, причёска и чёрный плащ, своими заострёнными формами напоминающие птичьи перья.
Концепт-арты главных героев первого тома «Тагара» с кратким описанием; слева направо: Куно и Тагар.
Художник: Марина Привалова
«Огромная благодарность Марине за её терпение и просто титанический труд. Написание сценария — это процент от той работы, которую делает художник», — делится Сергеева своим восхищением от рисунка Приваловой. В противоположность Куно Анна Сергеева хотела ввести некоего сильного антагониста, описав его Марине как «высокого белого мужчину в очках». Именно отсюда и возникли «холодные» скандинавские нотки в дизайне Марка. Чтобы подчеркнуть его противоположность Куно, тёмноволосому юноше, который одевается во всё чёрное, было решено, что гардероб Марка будут занимать только белые вещи. Во многом это также вторило идее о Марке как об антагонисте, ведь в японской культуре зачастую именно белый цвет ассоциируется с печалью, горем и трауром.
Гигантские и вселяющие хтонический ужас и трепет одним своим видом боги-вороны — классический оммаж на кайдзю: этим словом в японской культуре обозначают вымышленных исполинских гуманоидных чудовищ, обладающих невероятной силой, благодаря которой они могут даже стереть город с лица Земли. В «Тагаре» большая часть богов-воронов, в отличие от их «человеческих» обликов, имела примерно схожий дизайн: четыре длинные когтистые лапы, на спине — величественные крылья и голова, напоминающая своим видом нечто среднее между продолговатым клювом и белоснежным птичьим черепом.