06 июля

Из питерского кафе по городам России: как создавалась серия комиксов «Ведьма»

Автор сценария: Алексей Замский
Художник: Кирилл Макагонов
Колористы: Карина Ахметвалиева, Анна Антощенкова, Рене Бартанг
Дата выхода: январь — март 2023 г.

Давно хотели узнать, как создаются ваши любимые серии комиксов? Тогда мы готовы порадовать вас и рассказать историю появления самого мистического сюжета издательства BUBBLE! «Ведьма» — комикс, повествующий о дальнейших похождениях могущественной Ули после её отъезда из Санкт-Петербурга.

Героиня отправляется на поиски старых друзей, колдунов, мистиков, тайнознавцев, которых давно разбросало по всему свету. Она чувствует, что надвигается страшная беда, и остановить её получится лишь совместными усилиями. Однако даже сама Уля пока очень смутно представляет, что может ждать её впереди…

Готовы узнать больше о комиксе BUBBLE «Ведьма»? Тогда приступаем!

Предыстория появления Ули и комикса «Ведьма»

«Одна я не смогу разобраться. Поэтому мне и нужны мои друзья. Вместе мы сможем и распознать угрозу, и придумать, что с ней делать».
— Уля, «Ведьма», № 1, «По проводам, часть 1»

Уля появилась в первом выпуске комикса «Игорь Гром». Молодая и бойкая гадалка встречает разбитого и сломленного Игоря Грома на пороге собственной кофейни «Райдо» в Петербурге, где она работает бариста. В то время заглавный герой проходил тяжёлый путь, жизненные трагедии почти сломили его, он растерял былую хватку и уверенность в себе. «Сейчас, когда Грома покинули силы, Уля значительно его превосходит», — рассказывает сценарист серии Алексей Замский в дополнительных материалах к книге «Игорь Гром. Находится на реконструкции».

И действительно, в тот момент силы и энтузиазма у Ули было значительно больше, чем у Грома. Умея читать людей словно открытую книгу, она заметила не только это, но и то, что Игорь был необычным человеком с высокими идеалами. Уля решает помочь ему разобраться в себе и в травмирующих событиях прошлого, становится для него верным другом и надёжной опорой, а её кофейня превращается для Игоря в тихую гавань, где герой может спокойно собраться с мыслями. Уля видела его насквозь, но вот сам Гром не до конца понимал, на что она способна.

«

Из всех новых персонажей серии [«Игорь Гром»] я придумал Улю самой первой. Сначала появились мистические, пока скрытые от читателей и самого Игоря её черты, на которые в первой книге [«Том 1: Находится на реконструкции»] можно увидеть только намёки.

»

Алексей Замский

Алексей Замский, сценарист и создатель серий «Ведьма» и «Игорь Гром»

Уля умело скрывала свои необыкновенные способности, притворялась, что может только гадать на кофейной гуще, тогда как все остальные невероятные события вокруг неё были лишь «удачным стечением обстоятельств». Ведьма помогает Игорю восстановиться, а затем и одолеть Умного Человека, загадочного благодетеля и одного из самых влиятельных людей Санкт-Петербурга.

Пока все веселятся и радуются победе над очередным врагом, Уля чувствует приближение новой беды, гораздо более серьёзной и глобальной. Осознавая масштаб угрозы, она понимает, что в одиночку ей не справиться. А потому решает отправиться в дальнюю дорогу, оставив кофейню «Райдо» своей подруге Лилии Абраменко. Впереди её ждут новые приключения, встречи со старыми друзьями, а также мистическими существами и духами.

Уникальный язык «Ведьмы»: как возникла идея комикса

«Наверняка разгадка всего происходящего куда проще, чем кажется».
— Уля, «Ведьма», № 2, «По проводам, часть 2»

Март 2021 года. Выходит последний выпуск «Игоря Грома», или, если мыслить шире, сотый — «Майора Грома». Алексей Замский, сценарист серии, передаёт героя в руки Евгения Еронина, из-под пера которого впоследствии выйдет серия «Майор Игорь Гром», но сам не спешит прощаться с любимыми персонажами. «Идей всегда множество, и сотый номер „Грома“, подмигивающий читателю готовностью начать отдельную серию про любого из персонажей, тому беззастенчивый пример», — рассказывает Алексей.

Ещё во время выхода «Игоря Грома» было ясно: Уля запала в сердце читателям. Эксцентричная и энергичная гадалка, окружённая ореолом таинственности и недосказанности, явно просилась на страницы собственного сольного комикса. И когда встал вопрос, о ком будет новый спин-офф «Майора Грома», выбор был очевиден.

«

Это не должен быть ещё один набор выпусков „Игоря Грома“ — это должен быть принципиально другой комикс: в другом мире, в другом настроении, в других законах физики она живёт — у неё всё работает по-другому. И тут нужно найти новый выразительный язык, который будет совершенно не похож на „Игоря Грома“ и будет настолько же крутой.

»

Алексей Замский

Алексей Замский, сценарист и создатель серий «Ведьма» и «Игорь Гром»

Когда было решено создавать комикс об Уле, настал черёд определить, а что именно будет нести в себе серия. Как она будет выделяться на фоне уже существующих и в чём её особенность? К счастью, как и всегда, у Алексея Замского уже был ответ на этот вопрос. А точнее — сразу несколько.

  • Большая часть серий BUBBLE разворачивается в одном городе, будь то Санкт-Петербург в «Майоре Игоре Громе» и «Чумном Докторе» или Москва в «Экслибриуме» и «Бесобое». Однако есть и исключения, такие как серия «МИР», в которой советский супергерой путешествует по родной стране и ближнему зарубежью. В «Ведьме» было решено поступить похожим образом, только Уля посещает не реальные российские города, а вымышленные.

  • Ещё одна особенность комикса обусловлена наличием у Ули магических способностей. Будучи могущественной ведьмой, она не только гадает на кофейной гуще, но и порой манипулирует пространством вокруг себя. Нужно развеселить детвору? Просто оживи игрушку-носок! Едешь на поезде, но вдруг понадобилось резко изменить направление движения? Не беда, всегда можно легко оказаться «там, где нужно». Игра с пространством вокруг героини — ещё одна особенность комикса.

На одной из страниц первого выпуска «Ведьмы» Уля выпрыгивает из вагона поезда и после короткого путешествия по фреймам оказывается в вымышленном городе Бакирташ
Художник: Кирилл Макагонов

Визуальный язык «Ведьмы» не только необычен, но ещё и обусловлен сюжетом. «Ни одна страница этого комикса вас не разочарует — мы сделаем максимальные комиксы. Есть комиксы как окошки в другую реальность, и там люди ходят, дерутся, разговаривают, а есть комикс как художественное произведение: в нём кадры расщепляются, сливаются, страница распахивается перед вами», — рассказывает Алексей о построении кадров и фреймов на страницах комикса.

По проводам российских городов: путешествие Ули вглубь страны

«Города лежат навзничь и кричат о том, что страдают, а с неба на это смотрят звёзды».
— Уля, «Ведьма», № 2, «По проводам, часть 2»

При создании «Ведьмы» большой акцент делался на вымышленных городах, по которым путешествует Уля. Да, локаций, упомянутых в комиксе, не существует, однако во многом их прототипами послужили реальные маленькие города и их истории. Каждое такое местечко, в том числе, конечно, и Бакирташ с его медными заводами, — это собирательный образ российской глубинки.

В основу центральной идеи и «проблемы» каждого из таких вымышленных городов положены необычные истории из СМИ, которые, несмотря на всю их нетривиальность, имеют вполне банальные и реалистичные предпосылки. Алексей Замский решил предположить: а что, если бы их причины были другими, например сверхъестественными? А образы вымышленных существ позволили бы «подсветить» и более выпукло обозначить вполне конкретные проблемы и беды настоящих городов.

«

Все города, в которых побывает Уля в комиксе „Ведьма“, вымышленные, но все они имеют в виду если не определённое настоящее место в знакомой нам реальности, то по крайней мере настоящую идею, настоящую беду, которая в этой реальности происходит. Я не хочу давать вымышленным городам названия настоящих, потому что никакая настоящая беда не шутка для того, чтобы превращать её в комикс.

»

Алексей Замский

Алексей Замский, сценарист и создатель серий «Ведьма» и «Игорь Гром»

Замскому не впервой писать о городах: когда выходила серия «Игорь Гром», Алексей делал акцент на достоверном изображении улиц родного для героя Петербурга, в котором разворачивались события комикса. Поскольку сам сценарист живёт в столице Белоруссии Минске, изучать Питер приходилось с помощью фотографий и через панорамы на Google Street View. При этом Санкт-Петербург в «Игоре Громе» всё ещё оставался альтернативной версией города и был полон мистики.

«Мне очень интересно, что происходит с „маленькой жизнью“. Если в „Игоре Громе“ „маленькая жизнь“ — это жизнь маленькой улицы, жизнь маленького человека в его маленькой парадной, то в „Ведьме“ это жизнь маленьких городов, маленьких пространств, чего-то за пределами столиц», — рассказывает сценарист. Создавая вымышленные локации для «Ведьмы» на основе настоящих, например суровую глубинку Бакирташ из первого тома комикса, Замский ставил перед собой задачу «убедить других людей в том, что это всё выглядит именно так».

* * *

А вы уже читали серию «Ведьма»? Близки ли вам поднятые проблемы и узнали ли вы свой город на страницах комикса? Не забывайте делиться впечатлениями в наших социальных сетях! А за продолжением путешествия Ули по городам России вы можете проследить в комиксе «Ведьма. Том 2. Без вариантов», где Уля отправится в НИИ нового мышления в Дагестане!

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент