Герой из прошлого: как создавалась серия комиксов «МИР»
Автор сценария: Алексей Волков
Художники: Мадибек Мусабеков, Алексей Горбут
Колористы: Анна Сидорова, Наталья Мартинович
Дата выхода: 8 мая 2020 г.
Каждая эпоха выковывает свои живые воплощения мифов, облечённых в плоть носителей собственных идеалов. Наши битвы за нас ведут вымышленные монстры и ожившие легенды, воплощающие страхи и желания простых людей. И эти битвы закончились ожесточённым боем между американским и советским супергероями, столкновением, в котором один пал, а другой бесследно исчез, унеся с собой правду. И на долгие десятилетия их история была забыта… Однако тридцать лет спустя советский герой пробуждается в странном, непонятном мире, где его сила и идеалы — одновременно и дар, и проклятие. Кто он — спаситель или угроза? И как возвращение героя из прошлого изменит ход дальнейшей истории?
«МИР» — один из самых уникальных комиксов в истории издательства BUBBLE. Полная неожиданных экспериментов история, которая должна была стать органичной русской адаптацией супергеройского жанра, но в процессе создания превратившаяся в масштабное и трогательное высказывание о прошлом, настоящем и будущем. И прямо сейчас, в сегодняшней статье на официальном сайте BUBBLE, вы сможете узнать, как создавалась одна из самых амбициозных серий российской комикс-индустрии!
Предыстория появления комикса «МИР. Первый»

«Теперь всё будет хорошо».
К 2019 году издательство BUBBLE переживало переломный момент. Эпоха ежемесячных синглов угасала, а рынок был перенасыщен новинками. «Для старта новых серий было принято решение выпускать „пилоты“, то есть первые выпуски с более-менее законченным сюжетом, и смотреть на продажи», — вспоминает сценарист Алексей Волков. Эта схема, опробованная в том же 2019 году, казалась надёжным билетом в будущее. Однако нагрянувшая в следующем году пандемия перевернула всё с ног на голову, уничтожив привычные каналы продаж и погрузив индустрию в пучину неопределенности.
Именно в этот момент хаоса пилот комикса «МИР», неожиданно разросшийся до формата короткого графического романа, показал впечатляющий результат. Это привело к закономерному решению продолжать развивать серию в расширенном по объёму формате, отойдя от старой модели «серии в 50 выпусков». В конечном итоге было решено, что будущая серия «МИР» станет законченной историей, состоящей из 10 томов, чей общий объём будет сопоставим с омнибусом. Именно так было суждено начаться пути серии комиксов «МИР».
Миру Мир: как возникла идея комикса «МИР. Первый»

«На этот день рождения ты получишь самый лучший подарок».
Серия комиксов «МИР», официально стартовала в 2020 году, хотя её корни уходят ещё в февраль 2019-го. Ключевыми создателями проекта стали сценарист Алексей Волков, известный по фантасмагоричной серии «Вор Теней» и мини-серии «Чёрный Пёс. Своё время» из «Легенд BUBBLE», а также главный редактор издательства Роман Котков, выступивший идейным вдохновителем и редактором комикса «МИР». Этому дуэту предстояло создать серию, которая бы не просто развлекала, но и говорила с читателем на сложные темы истории и идеологии.
К моменту начала работы над «МИРом» вселенная BUBBLE уже имела своих узнаваемых персонажей, таких как майор Гром, Красная Фурия и Бесобой, но все эти герои относились скорее к различным мультимедийным жанрам, вроде детектива-триллера или тёмного фэнтези, а комиксов в жанре классической супергероики со всеми её отличительными атрибутами попросту не существовало. Читатели ждали своих «суперменов» и «железных людей», но создатели понимали, что простое копирование образцов популярных героев американских комиксов будет обречено на провал. Нужен был свой, уникальный герой, свой взгляд на жанр супергероики, укоренённый в местной почве и истории.
Как это было и с многими другими комикс-проектами, в которых участвовали Волков и Кутузов, изначально «МИР» не был уже готовым питчем для одной серии, а, скорее, сборником из нескольких разных питчей для разных комиксов. Так, например, основная сюжетная канва была взята из короткого питча под названием «Байкал»: в России в ответ на появление американского сверхчеловека-супергероя создают аналог, и называют его, соответственно, «Байкалом». Фаэтон, в свою очередь, был героем своего собственного питча (который так и назывался — «Сын Тысячи Солнц»), а Саша Македонская пришла из питча под названием «Горгона».
Таким образом, все синопсисы, связанные с жанром супергероики, были объединены Романом Котковым в один проект, который и получил своё финальное название «МИР». «Серия „МИР“ — это наше самое большое высказывание в сторону классической супергероики, а значит, и классических сюжетов комиксов», — объясняет Котков. При этом по мере развития серии она всё больше обрастала дополнительными сюжетными элементами, которые сделали «МИРа» чем-то гораздо большим, чем оммаж и дань уважения популярному комиксному жанру. «Серия задумывалась как классическая супергероика, но сейчас это такой комиксный вариант античной драмы, где хороводы и пляски заменены мордобоем персонажей в аляповатых костюмах», — резюмирует Волков.
Стараниями Саши Македонской советский супергерой Мир возвращается из небытия. В первом томе можно увидеть их знакомство, а уже в последующих — постепенно зарождающуюся между ними любовь.
Иллюстрация: кадры из комикса «МИР. Первый» и обложки 23-го выпуска серии «МИР».
Художники: Мадибек Мусабеков, Тая Макаревич
Замысел авторов был ясен: использовать язык супергероики для разговора о вечном конфликте идеалов и реальности, о том, как благие намерения могут вести в тупик. И для такой истории нужны были соответствующие персонажи. Поэтому, разрабатывая образ Мира, сверхсильного героя-богатыря из советского прошлого, было важным наградить его оригинальностью, соответствующей его положению в сюжете комикса. Так на свет появился сложный, почти наивный добродушный герой и выброшенный из прошлого наследник утопических идеалов, чья сила неотделима от его уязвимости.
Авторы стремились создать живой конфликт между эпохами и мировоззрениями, в том числе за счёт резкого возвращения Мира в сильно изменившуюся современность. Примерно по тем же правилам работала фигура Саши Македонской — дочери и по совместительству пиар-менеджера новгородского политика Михаила Жилина, которая в будущих томах серии постепенно становится любовным интересом Мира. Её прагматизм и приземленность стали идеальным контрастом идеализму Мира, создавая необычную динамику, которая движет многими сюжетными линиями. Её роль вышла далеко за рамки типичной «девушки главного героя» и, в каком-то смысле, её саму можно считать полноправным главным героем комикса.
Прошлое и будущее сплетаются воедино: создание визуала комикса «МИР. Первый»

«Здесь была уничтожена главная победа нашей науки. И сегодня мы исправим эту несправедливость!».
Визуальная реализация комикса легла на плечи талантливых художников, столкнувшихся с уникальными вызовами. Ключевым стал Мадибек Мусабеков (серии «Мироходцы» и «Союзники»), который стал основным художником первых томов «МИРа». Он также поработал и над дизайнами героев серии; в частности, он отвечал за создание облика Фаэтона. Художнику предстояло создать такой образ, который отсылал бы к классическим американским супергероям, но в то же время избегал бы прямого копирования и пародийности. Непростую задачу Мадибека можно было бы описать как поиск баланса между узнаваемостью образа и его оригинальностью.
Вызов для Мусабекова заключался в адаптации своего стиля к канонам жанра. «Прообразом Фаэтона, очевидно, является Супермен. Хотелось одновременно показать это сходство, но и сохранить оригинальность персонажа. Поэтому у Фаэтона вместо простого „суперменовского“ сине-красного на костюме более сложные светло-бирюзовые и тёмно-бордовые оттенки», — объясняет художник. Даже символ на груди в форме солнца прошёл несколько итераций, прежде чем стал схематичным и узнаваемым.
Самой сложной задачей стало создание дизайна титульного героя комикса, Мира. Первоначальные эскизы либо делали его невзрачным, либо комичным. «Мы очень долго работали над образами наших новых супергероев, но если Фаэтон у Мадибека получился идеально практически сразу, то с Миром на изначальном этапе пошло тяжеловато», — признается Роман Котков. Нужен был образ, сочетающий мощь грозного «медведя» с обаянием и добротой живого воплощения советских идеалов с агитационных плакатов. И у авторов нашлось решение для этой непростой задачи.
Прорыв случился, когда к работе подключили художницу Наталью KAY Заидову (кроссовер «Время Ворона», серия «Чумной Доктор»). «Волшебное прикосновение этого художника сразу наделяет персонажа чем-то неуловимо притягательным, и Мир получился именно таким, каким я его себе представлял», — отмечает Котков. В её исполнении Мир обрел свою окончательную форму: он физически мощный, но не жёсткий или грубый, очень дружелюбный, но далеко не слабый, с плакатной советской эстетикой, но без комичной карикатурности.
Первые концепт-арты образов для Мира и Фаэтона из дополнительных материалов комикса «МИР. Том 1. Первый».
Художник: Мадибек Мусабеков
Отдельной визуальной находкой стал «комикс внутри комикса», созданный художником Алексеем Горбутом, известным по комиксу «Вор Теней», и колористкой Натальей Мартинович, ныне работающей над серией «Мрак». Идея, в которой «герои читают комикс внутри комикса» родилась после успеха спин-оффа «Майор Гром. 1939». Для этих комикс-флешбеков Горбут создал гротескный, звероподобный образ Мира, идеально передавший настроение пропагандистского пафоса внутревселенных комиксов о Фаэтоне, в которых, как отмечает Волков, «события прошлого будут показаны с точки зрения, „одобренной“ Фаэтоном».
«Главная задача для меня заключалась в том, чтобы интерпретировать существующих персонажей в стилистике серебряного века комиксов», — признаётся Горбут. Таким образом авторы рассчитывали углубить историю за счёт буквального воплощения вымышленных произведений, которые упоминаются в основном сюжете комикса. «Я в это время как раз писал книжку об образе СССР в американских комиксах, так что задачка оказалась простой», — рассказывает Волков. Уже в дальнейших выпусках появились и другие эксперименты помимо старых американских комиксов, например внутревселенские обучающие мультфильмы или детские комиксы.

