07 октября

Кто такая Четвёрка Рек: история хтонических злодеев в комиксах BUBBLE

Ахерон, Коцит, Стикс и Флегетон — зловещая четвёрка в чёрных костюмах, носящая имена подземных рек Аида. Сверхъестественные существа, которые родились из человеческих слёз и крови и принявшие образы людей, терроризируют Санкт-Петербург уже не одно столетие. На протяжении веков они питались страхом и ужасом простых смертных, пока на их дороге не оказался… лучший сыщик Питера и человек без суперспособностей по имени Игорь Гром.

Как же так получилось, что одни из наиболее жутких порождений вселенной комиксов BUBBLE дебютировали в серии, посвящённой простому питерскому полицейскому, чья жизнь не была плотно переплетена с магией и мистикой? Сегодня, в честь недавнего выхода первого выпуска кроссовера «Мрак и Реки. Другое кино», мы вместе с вами узнаем ответ на этот вопрос и вспомним о жуткой четвёрке из недр северной столицы, а также погрузимся в историю создания этих кошмарно харизматичных хтонических злодеев. Приятного чтения!

Кто такие Реки в комиксах BUBBLE

Коцит и Стикс на обложке второго выпуска серии «Игорь Гром».
Художник: Анастасия phobs Ким

В подземных реках Санкт-Петербурга, рождённое из человеческих слёз и крови, таится древнее зло — Ахерон, Коцит, Стикс и Флегетон. Эти сверхъестественные существа, носящие имена рек царства Аида, веками скрываются под личинами людей в чёрных костюмах, сея хаос и ужас. Они всегда скрывались в тенях ночного Петербурга — ходили по улицам города с голодными глазами и питались человеческой кровью, страхом и колдовской силой.

Их история началась в 1824 году, во время разрушительного питерского наводнения, и с тех пор они стали неотъемлемой частью тёмного мистического подполья города. Четвёрка Рек стала живым воплощением природного кошмара, персонализацией разрушительной силы самого мироздания. Они не имеют никакой иной цели, кроме как вселять страх и ужас в сердца простых смертных, которым не посчастливится оказаться у них на пути.

Столетиями они жили в северной столице и питали город текучим и вязким ужасом. Они обладали почти безграничной властью и силой и даровали её людям, которых признавали своими временными хозяевами, чтобы затем забрать её с ужасающими «процентами». Им нельзя без хозяина — когда нет чернокнижника, чтобы приказывать им, они теряют рассудок и поступают вспыльчиво.

И так было вплоть до двадцать первого века, когда в тёмных переулках Петербурга Четвёрка Рек встретилась с отставным полицейским Игорем Громом, который, в отличие от многих других, не отвёл глаза и не поддался страху. Гром сталкивается с Коцитом и Стиксом после своей отставки из полиции Санкт-Петербурга, когда они под видом чёрных риэлторов заставляют пенсионерку переписать права на квартиру. Позже Игорь встречается уже со всей четвёркой одновременно, а также узнаёт их зловещую тайну. Благодаря своему бесстрашию Грому удаётся одолеть порождения ужаса, но значит ли это, что теперь они никогда больше не вернутся?..

Создание Четвёрки Рек

За кожей человеческих лиц Четвёрка Рек скрывает свою настоящую сущность — древних чудовищ, порождённых болью, страхом и ужасом.
Иллюстрация: кадр из 44-го выпуска серии «Игорь Гром»
Художник: Андрей Васин

Коцит, Стикс, Флегетон и Ахерон были созданы сценаристом Алексеем Замским. После окончания серии «Майор Гром» Замский, задачей которого было написать сценарий комикса-продолжения, решил, что сиквел под названием «Игорь Гром» покажет иную сторону Санкт-Петербурга и окунёт Грома в ещё больший мистицизм, с которым до этого он сталкивался лишь однажды — во время событий глобального кроссовера «Время Ворона».

В этом смысле Четвёрка Рек стала самыми мистическими противниками Грома за всю его жизнь. Если раньше Гром привык бороться с преступностью, будь то простые бандиты, наёмники или гениальные программисты с маниакальными наклонностями, то на страницах «Игоря Грома» ему предстояло сразиться с живым порождением древнего ужаса, отрицающего привычные всем нам законы физики. В каком-то смысле именно так Замский и планировал выстроить природу будущих хтонических злодеев.

Алексей Замский
сценарист издательства BUBBLE
Они, строго говоря, не живут, и они скорее такой закон физики, да. Вроде огня или электричества. Это энергия, с которой вы можете взаимодействовать и которая или служит вам, или обжигает вас, в зависимости от того, умеете ли вы ей пользоваться. У них не то чтобы есть цель. Они закон природы, существуют во исполнение своего закона природы, и вот, как закон гравитации сам по себе не имеет цели ударить вас по голове, но обязательно ударит, они вот точно то же самое делают, но только с теми, кто ищет тайного знания.

Во многом образ зловещей четвёрки складывался почти что сам собой по мере развития комикса. Всё началось с двух персонажей — Коцита и Стикса (или, как они были известны тогда под рабочими именами, Ёж и Уж). «Прозвища этих персонажей взялись от названий ленинградских детских журналов „Ёж“ и „Чиж“, издававшихся уж скоро сто лет назад. Я изобрёл их почти на ходу, стремясь как можно короче передать Наталье ощущения, которые должны вызывать злодеи нашей первой истории», — рассказывает Алексей Замский в дополнительных материалах первого тома «Игоря Грома».

И уже позже к дуэту «Ёжа» и «Ужа», в девятом выпуске серии, присоединились оставшиеся две сущности Рек. Примерно тогда они все и получили свои конечные имена — Коцит, Стикс, Ахерон и Флегетон — в честь рек царства Аида, верховного бога смерти и повелителя подземного царства мёртвых в древнегреческой мифологии. Как вспоминает Алексей Замский: «В какой-то момент на меня снизошло, что первую пару персонажей должны звать таким образом. И когда у нас появилась пара Стикс и Коцит, от неё достроилась вся мифологема».

Внешность и облик Четвёрки Рек

Концепт-арты Четвёрки Рек для комикса «Игорь Гром».
Художникк: Наталья KAY Заидова

Художницей дебютной истории в «Игоре Громе» стала Наталья KAY Заидова, и, как следствие, именно ей было доверено создание визуальных образов Четвёрки Рек из недр Санкт-Петербурга. Задача перед Натальей стояла интересная и необычная: необходимо было создать дизайн для четверых персонажей, которые явно будут внешне представлять одну единую отличную от всех остальных героев команду, но при этом каждый участник ужасающего квартета должен был обладать своей собственной индивидуальностью.

«Реки — это персонажи, которые должны работать на контрасте друг с другом и с общим миром. Сами по себе они довольно гротескны. Тонкие фигуры, неестественные движения — в противовес довольно реальному окружению», — рассказывает Заидова. Замский описывал Заидовой будущих злодеев, как скользких типов, одетых в узкие чёрные пальто и галстуки — их гардероб должен был быть достаточно строгим, но не до той степени, чтобы изобразить их как «суровых людей в чёрном». Скорее, их облик должен был напоминать пиявок в облике человека.

Наталья Заидова
художница издательства BUBBLE
Это целостный квартет из абсолютно разных темпераментов и внешних данных, но, тем не менее, все они должны были выглядеть командой. Конечно, пришлось прибегнуть к одному стилю в одежде, чтобы объединить такую разношёрстную компанию, хотя даже в неё они умудряются внести элемент своей личности. Моей целью было сделать этих персонажей максимально выразительными в их образах при абсолютной простоте их наряда. Каждый из них выделяется на фоне друг друга и тем более в среде других людей.

Вот так Реки и выделялись среди остальных героев: за счёт чёрных строгих костюмов и неестественной пластики. Что же касается отличий Четвёрки между собой, то тут в дело пошли уникальные темпераменты и внешние данные: энергичный, невысокий и «колючий» Коцит; высокий, худой, бледный и с длинными жидкими волосами Стикс; Флегетон, носящий причёску-помпадур и розовые очки; Ахерон, самый физически сильный из Рек, с вьющимися волосами и пышными усами. Между Реками даже различалась манера, с какой они носят свои костюмы: Коцит, например, поднимает воротник рубашки, а Стикс носит костюм максимально опрятно и сдержанно.

Именно так выглядят человеческие личины Четвёрки Рек — те облики, которые эти древние чудища используют, чтобы скрыться среди простых людей. Однако эта внешность обманчива, ибо в глубине под человеческой кожей скрывается их настоящая, монструозная сущность: огромные клыки и когти, несколько рядов красных как кровь глаз — кошмарный облик каждого из Рек, наводящий на параллели с монстрами из лавкрафтианских ужасов, также является уникальным.

Где появляются Реки

Флегетон, Стикс, Коцит и Ахерон на странице 50-го выпуска комикса «Игорь Гром».
Художник: Наталья KAY Заидова

  • Внимательные читатели уже могли заметить, что дебютировала Четвёрка Рек раздельно друг от друга. Коцит и Стикс впервые появились в первом выпуске серии «Игорь Гром», в начале сюжетной арки «Находится на реконструкции», а Флегетон и Ахерон появились в девятом выпуске, в сюжете «Голодные духи». Впоследствии Реки стали одними из центральных противников Грома во всей серии и схлестнулись с ним в финальном бою в сюжете «Мёртвая вода», где они похитили девушку Грома, Иру «Шарлотту»;
  • О предыстории хтонической четвёрки можно узнать в комиксе «Реки. Страха нет», которая вышла в рамках серии «Легенды BUBBLE». Действие комикса разворачивается в Петербурге XIX века. Реки, в отчаянном поиске нового хозяина, находят не только покровителя, но и опасного врага — первого, кто действительно может дать отпор всемогущему злу в лице Коцита, Стикса, Ахерона и Флегетона;
  • Небольшая, но довольно забавная история, действие которой происходит уже в наши дни, приключилась с Реками в одиннадцатом выпуске альманаха «BUBBLE ГАМ». В сюжете под названием «Фантастические твари и кто их припахал» ужасающим и кошмарным Рекам вновь предстоит встретить на своём пути человека, которому не страшны вурдалаки и чудовища — Галину Петровну, работницу госучреждения;
  • И виновник сегодняшнего торжества — четырёхсерийный кроссовер «Мрак и Реки. Другое кино», чей первый электронный сингл уже можно найти на сайте BUBBLE. В этом комиксе вас ждёт встреча существ, далёких от человеческой природы — уже хорошо знакомых нам Рек и загадочного мстителя в маске по имени Мрак. Чем же обернётся знакомство этих хтонических сущностей?

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент