01 октября

Интервью с Алексеем Волковым: магические воры, советские супергерои, слэшер наоборот и альтернативные вселенные

Алексей Волков
Сценарист

— Алексей, здравствуйте! Уже по традиции нашей рубрики: расскажите, пожалуйста, о вашем знакомстве с комиксами.

Привет!

Давным-давно, в далёкой галактике, известной как Россия девяностых…

Я самостоятельно читать начал благодаря комиксам, ведь если с книжками ещё нормально, когда тебе родители или бабушки/дедушки читают, то с комиксами это вообще неинтересно, поэтому первая вещь, которую я сам прочитал от и до — выпуск «Черепашек-ниндзя». Были и «Том и Джерри» (я очень удивился, узнав, что эти комиксы в России выпускали чуть ли не до прошлого года, бесконечно переиздавая старые сюжеты) «Микки-Маус», и «Аладдин» с «Русалочкой», и «Индиана Джонс». Они были не очень-то доступными, «Черепашек», например, привозили только в один магазин, но что-то удавалось выпросить мне купить, а что-то можно было взять почитать у друзей.

Потом были уже марвеловские комиксы от ИДК, в принципе дорогие для подростка, но их можно было выцепить в книжной секции одного из ковровских магазинов, где продавали уценённую прессу, 99% игровых журналов или «Мира фантастики» я покупал именно там. Но какого-то реального интереса именно к комиксам не было, то есть персонажи привлекали, а комиксы нулевых не впечатляли сами по себе. До сих пор для меня период примерно с 1996 по 2012 год — это самая тёмная эпоха комиксов, когда ещё никто не умел нормально пользоваться цифровыми технологиями, но всем очень хотелось.

«

Оказалось, что школьного курса английского и долгих лет слушания песен достаточно, чтобы просто начать читать комиксы в оригинале.

»

А потом мне попалась игра Spider-Man (портированная с PlayStation в 2002 году, я её купил году в 2005), там были обложки старых комиксов, и вот эти-то обложки, а особенно 25-й выпуск The Amazing Spider-Man, мне просто крышу сорвали. Я тогда наивно полагал, что мультсериалы по мотивам комиксов делаются вот прям по комиксам, а чтобы странный робот с лицом Джеймсона ловил Паука щупальцами — ТАКОГО В МУЛЬТИКЕ НЕ БЫЛО! А ещё в этом же время попалась игра «Судья Дредд», там были Тёмные Судьи (В КИНО ТАКОГО НЕ БЫЛО), но я как-то в тот момент не понял, что это же тоже по комиксам. Но уже через пару лет появилась такая движуха как Metal Punk Death Squad, объединившая на тот момент вообще всё, что мне нравилось тогда музыкально и эстетически, и среди ориентиров в их «манифесте» значились комиксы про Дредда.

Так я открыл для себя прекрасный и яростный мир английских еженедельников, в которых была масса всего интересного, они потрясающе стильные, истории гипердинамичные, а диалоги крайне изобретательные. Очень жалко, что для основной массы отечественных читателей это пока terra incognita.

Именно с английских еженедельников у меня началась реальная любовь к комиксам, потом я и до того самого Человека-Паука добрался, и дальше вообще всё попёрло. Оказалось, что школьного курса английского и долгих лет слушания песен достаточно, чтобы просто начать читать комиксы в оригинале (то, что мне реально было интересно, никто не то что не издавал, фанатских переводов и тех не было, а те, что были… не будем о плохом).

— Как создавался паблик «OLD KOMIX», где вы, Кирилл Кутузов и Елена Лебедева рассказываете об американских комиксах золотого, серебряного и бронзового веков?

Я читал комиксы везде и всюду, приобретя электронную книжку с цветным экраном. Плюс тогда заказать комиксы из-за бугра было не очень-то дорого, поэтому я мог легко позволить себе 3-5 книжек в месяц. А ещё ведь можно было читать и о комиксах, как книжки (Шон Хау и Грант Моррисон в оригинале продавались в московских книжных магазинах, их даже искать не надо было), так и журналы, а ещё и интересных блогов была масса. Но на русском языке этой информации были крупицы. К тому же просто читать — это мало, нужно ещё и обсуждать с единомышленниками.

«

За пару лет мы просто на одной наглости и энтузиазме заняли нишу старых комиксов. В конце десятых буквально ничего, связанного с историей комиксов, не проходило без нашего участия.

»

Так появились паблики Golden Age of Comics и Silver Age of Comics, которые затем стали одним OLD KOMIX. И из формата «а вот страничка нашего хобби, тут картиночки» паблик со временем стал чем-то серьёзнее, мы начали выходить в люди со своими лекциями, а потом и на книжку материалов набралось. За пару лет мы просто на одной наглости и энтузиазме заняли нишу старых комиксов. В конце десятых буквально ничего, связанного с историей комиксов, не проходило без нашего участия. Мы лекции проводили, комиксы переводили, статьи писали.

Сейчас на это почти не осталось времени, сценарии всё отнимают, да и отработанные форматы уже не радости не приносят. К тому же требования к своим текстам выросли, раньше я мог сесть и накатать что-то просто в качестве досуга, а сейчас хочется что-то солиднее делать. Читаю, тем не менее, примерно так же, жажда комиксов неутолима. Я всё надеюсь закончить начатую несколько лет назад книжку про так называемый «Атомный Век» американских комиксов, материал у меня лежит, когда-нибудь возьму отпуск и всё это отшлифую.

— Вашими первыми комиксами для издательства BUBBLE стали мини-серия о Чёрном Псе и Королеве Гнили в рамках «Легенд BUBBLE», а также 11-й и 12-й выпуски серии «Союзники». Как вы стали сотрудничать с BUBBLE и как проходило написание этих историй?

Это целый сюжет, триллер с элементами театра абсурда, «Безумный Волков: Дорога Ярости».

Мы с Кириллом внедрились в Центр комиксов РГБМ, где начали свою разлагающую деятельность, которая раздражала другие отделы и руководство, ведь мы не сидели тише воды, ниже травы, устраивая всякую ерунду для галочки, а делали множество реально посещаемых мероприятий. Центром руководил такой небезызвестный деятель как Александр «Чедрик» Кунин, который и издавал наши первые комиксы через издательство Даши Дмитриевой «Изотека». Это всё очень такая себе история, поскольку с таким же успехом мы могли бы просто сами всё издавать, прибыль была никакая, подобие бухгалтера у издательства появилось прямо перед закрытием и всё такое. С комиксами мы были в минусе, но обрастали знакомствами. Для кого-то писали тексты, где-то проводили лекции, кого-то звали на наши мероприятия в библиотеке. Плюс на тогдашних фестивалях сложно было не перезнакомиться практически со всеми тогдашними комиксистами.

Чедрик в итоге сначала с помпой свалил из библиотеки, намереваясь открыть аж музей комиксов, а потом тихо вернулся на своё место, правда, ценой нашего увольнения из библиотеки. Нам зачем-то сказали, что «ну вот, комиксы теперь популярные, ваша миссия выполнена, отдел расформирован», никто ничего не закрывал, естественно, всё просто вернулось к привычной чедриковской имитации бурной деятельности.

Начатые «Изотекой» серии комиксов подхватило издательство «Jellyfish Jam» (и там, к сожалению, ситуация для нас оказалась не лучше), потом были ещё «Победители Невозможного» и «Вор Теней». Я, как сценарист, практически ничего не получал кроме пачки авторских экземпляров, которые мог продать не фестивалях, а это сумма уровня «пожрать на фудкорте после феста и поехать домой на такси эконом». Импринт BUBBLE Visions только начинался, но мы не подавали работы туда, поскольку JJ убедили нас, что издадут всё, что мы сделаем, что будут и деньги, и промо, и, как и любая мутная схема, она не сразу же была прям очевидной. Ну, подумаешь, первый блин комом, зато потом мы ух! И так каждый раз.

Короче, OLD KOMIX был как культовая рок-группа с очень хреновым менеджментом. Мы набрали аудиторию, гоняясь не за цифрами, а за прошаренностью и, в определённой мере, адекватностью тех, кто нас читает. И с этого аэродрома можно уже было куда-то стартовать. Но в реальности переход не был прям уж простым, поскольку известность на поприще истории комиксов очень плохо конвертировалась в известность в плане их создания. Это же относится к переводам комиксов, которыми мы достаточно долгое время занимались. Каждый раз мы начинали как абсолютные ноунеймы в любой сфере, но всё же, нахально заявлю, чего-то добивались (вот как минимум я сейчас тут интервью даю!).

Моей первой работой для BUBBLE был питч для серии «Метеора», но он не прошёл, сценаристкой серии стала Анна Булатова. Потом был запланирован запуск «Легенд BUBBLE», я закинул удочку с комиксом про Чёрного Пса, питч мы обсуждали с Хатчеттом и Фобс, и в итоге это стало моим первым комиксом для BUBBLE.

А пока «Чёрный Пёс» рисовался, меня пригласили работать в BUBBLE, в новый отдел. Изначально он должен был заниматься чисто видеоконтентом, позже сросся с продвижением. И прям постоянным сценаристом комиксов BUBBLE я не был, так, хватался за любую возможность, — два номера «Союзников» (уход Анны Рудь в процессе работы сказался на этой работе, конечно, крайне плохо), работа над финалом «Мироходцев» (в формате сценарной комнаты по большей части), сольник Балора и Яны. В 2019 году меня уволили из отдела продвижения, у нас с его тогдашним руководителем тотально не сошлись взгляды. Я полгода работал на фрилансе, тогда же был написан «Майор Гром: 1939» и запитчено множество новых серий, с чем меня и взяли обратно в издательство, но уже как сценариста именно комиксов, в самом начале 2020 года.

— Комиксы «Вор Теней» и «Майор Гром: 1939» наполнены отсылками не только к американским комиксам и комиксам BUBBLE, но и к классике советской и международной литературы и кинематографа. Почему именно такой выбор?

О, вопрос-ловушка! Интертекстуальность некоторых вводит в ступор, а кое-кого прям раздражает, поэтому сразу начну с отсылки, процитирую примечание Бориса Заходера к «Алисе в Стране Чудес»:

«Есть у меня один знакомый, приблизительно двух лет от роду, у которого огромное чувство юмора — он может захохотать, когда никому другому и в голову не придёт улыбнуться. Любимая его шутка (он сам её придумал) такая:
— Андрюшенька, как говорит курочка?
— Му! Му! Му!
И Андрюшенька заливается смехом.
Но если вы ему скажете, что Ихтиозавр говорит: «Ах, батюшки мои!» — Андрюшенька и не улыбнётся.
А всё дело в том, что он очень плохо знаком с повадками Ихтиозавров».

Любое художественное произведение не в вакууме рождается и не в нём же существует. С отсылками возник идиотский стереотип, поскольку мозги у людей отшиблены напрочь средней школой, а потом добиты сетевой байдой про насущную необходимость каждому быть самым суровым критиком.

Началось с кино — сначала все радовались (можно же выпендриваться в кинотеатре перед друзьями, что аж Стэна Ли узнал), а потом это перестало наделять смотрящего каким-то особым статусом, а ради удовольствия эти люди другими вещами занимаются, далёкими от культуры. И как только стало неинтересно выпендриваться, начались все прогоны про проклятые отсылочки, которые всем всё портят. Это НЕ выбор, это художественная необходимость, это погружение своей новой истории в общекультурный контекст, выстраивание связей, гиперссылок.

Мы, в смысле люди, гомо сапиенсы, постоянно что-то цитируем, сами того не замечая, мы приводим примеры из художественных произведений, напеваем песенки. А когда культурный багажик крохотный, то только и остаётся, что сравнивать на уровне детского сада (были некогда очень популярны заявления, что Бесобой — это копия Хеллбоя, ведь там и там «бой» в составе слова, а любой персонаж с длинными белыми волосами — это непременно Геральт и т.п.), искать «плагиат». Своих мыслей нет у него, всё у других стибрил!

Перефразируя крылатое выражение, смерть автора сильно преувеличена. Это такой приём того, что ошибочно именуют критикой, которым легко можно овладеть каждому, он же безотказный, а замечать сходства и различия на картинках — это вот из тех тестов, по которым людей в начальную школу берут. Это одна из фундаментальных проблем развития читателей/зрителей в XXI веке, человек застревает в ранней стадии своей читательской жизни. Ещё хуже, когда читатель кроме фабулы вообще ничего в тексте распознать не может и ничем не интересуется, читает художественное произведение как ленту новостей, и в его воображении любой жанр мгновенно мутирует в мыльную оперу (более того, он очень расстраивается, если не мутирует!).

Плевать на произведение, нужно непременно вывести гада-автора на чистую воду! Он же непременно вор, проходимец, а ещё, может быть, ведёт разгульный образ жизни, а мне страшно завидно, даже если я такой же.

— Из онгоингов вы также пишете серию «МИР» в жанре классической супергероики. Очень интересно узнать о процессе создания комикса и, в частности, о создании «Сыновей Мира», супергероев из бывших советских республик.

«

В какой-то момент 2020 года, когда ковидные ограничения чуток ослабили, мы с Романом Котковым сидели у него в кабинете несколько часов и просто обсуждали всю серию, придумав её тогда до самого конца.

»

Серия задумывалась как классическая супергероика, но сейчас это такой комиксный вариант античной драмы, где хороводы и пляски заменены мордобоем персонажей в аляповатых костюмах.

В 2019 году мы принесли кучу сценарных заявок, из нескольких был сделан «МИР» («Байкал», «Сын Тысячи Солнц», «Горгона»). И вот Сыновья были уже в заявке про советского супергероя Байкала. Они даже появлялись в первых вариантах сценариях второго тома, а в заметках у меня есть информация об экзотах, которые не дожили до наших дней или отказались вступать в команду. Но момент их появления всё сдвигался, поскольку их роль в сюжете изменилась. В какой-то момент 2020 года, когда ковидные ограничения чуток ослабили, мы с Романом Котковым сидели у него в кабинете несколько часов и просто обсуждали всю серию, придумав её тогда до самого конца. Любопытно, но мы несколько раз собирались уйти от того плана, но в итоге именно к нему возвращались. Окончательные образы (прозвища, костюмы) появлялись уже по мере необходимости вводить персонажей, т.е. уже во время работы над комиксами, в которых они впервые появились.

А работа обстоит так — я пишу по намеченному нами плану синопсис очередного тома, Роман Котков его читает, думает, перечитывает старые выпуски и отмечает какие-то моменты, которые нужно подсветить (это обычно и становится причиной долгих пауз между томами), предлагает изменения, я пишу сценарий, он его правит, а я, как правило, соглашаюсь. А потом художники рисуют, колористы красят, верстальщики верстают и вот, комикс готов.

— В художественном романе «Майор Гром» вы совместили элементы из оригинального комикса Артёма Габрелянова и из экранизации Олега Трофима. Как вы отбирали, что изменить, что добавить, а что лучше убрать из оригинальной истории?

«

Меня при работе на новеллизацией интересовала в первую очередь фигура самого Грома, для меня это книжный мальчик, который вырос следаком, а потом уже всё остальное.

»

Сделать «дикую» новеллизацию — моя давняя мечта. В школьные годы я перечитал практически всю серию «Бестселлеры Голливуда» и всякие похожие вещи, например, дивную совершенно серию «Секретные материалы». И мне всегда нравились именно «дикие» новеллизации, а не более-менее художественные пересказы увиденного, мне нравится, как просмотренные вещи преломляются чужими мозгами. Есть в этом что-то от детектива, когда сыщик пытается влезть в голову преступнику. Я куда больше люблю выпущенную под псевдонимом Билл Флэш книгу по мотивам фильмов Бёртона о Бэтмене, нежели официальную новеллизацию. В «дикой», например, нет такой вещи как Бэтмобиль, там есть «МАШИНА-ОБОРОТЕНЬ», и я уверен, что это в тысячу раз круче. Книжки BUBBLE вообще были темой, с которой я носился с 2017 года, но зелёный свет получил только в 2021. Всё вообще пошло не так, как задумывалось, это, конечно, крайне досадно, но издательство получило какие-то деньги, я получил какие-то деньги (как зарплату, книжкой я месяц занимался), плюс опыт, конечно.

Сначала я прочитал сценарий комикса и понял, что по нему работать нельзя. Это новеллизация комикса, а не сценария комикса, поэтому дальше работал собственно с двумя первым книжками серии «Майор Гром». У меня не было задачи сделать из комикса какой-то неимоверный шедевр (исходный материал не располагает, это нужно понимать, это работа ученическая для всей команды, создававшей его), а передать впечатление, которое комикс производит, средствами художественной литературы. Хотелось сохранить и ритм (Чэндлер и Желязны в этом были моим примером, такой телеграфный стиль лучше всего подходит для передачи комиксной динамики), и какие-то дурацкие моменты обыграть, и какие-то совсем несуразные вещи типа диктофона вместо магазина в пистолете сгладить, справиться со внезапностью отдельных историй типа «Бабочек в животе», и, конечно, что-то добавить для объёма, при этом не сильно ломая этим «чем-то» исходник.

Когда выходил комикс ещё ничего не было, а в 2021 году и серия «Майор Гром» уже закончилась, и «Игорь Гром» уже был, а следом и «Майор Игорь Гром» начал выходить, ну и полтора фильма, конечно, тоже не мелочь в плане формирования общего образа. Меня при работе на новеллизацией интересовала в первую очередь фигура самого Грома, для меня это книжный мальчик, который вырос следаком, а потом уже всё остальное, плюс, конечно, фигура Разумовского, который позиционировался как крайне умный, а вёл себя как чрезвычайно тупой, а значит, нужно было понять, почему так, а потом ещё и объяснить. И вот из этого книжка и получилась, в ней это всё есть.

— Комикс «Мрак», полная готики и брутальности часть инициативы «BUBBLE Будущее» о мстителе из Екатеринбурга. Расскажите, пожалуйста, о создании комикса, его сюжета и героев.

Была у меня такая заявка, «Г. А. Д.» (инициалы главного героя), о сыне огненного змея. Почему-то зацепила меня вся эта тема про змеев, хотелось с ней поиграться, а заодно с эстетикой краста («Краст» — музыкальное направление в панк-роке, появившееся в 80-х годах в Англии — прим. ред.). Потом были питчинги новых серий, в итоге ставших так называемым «BUBBLE Будущим», стали примерно понятны направления, закипела долгая работа, в результате которой и появился «Мрак», унаследовавший многое от изначальной заявки и ещё более старой, про вурдалаков, ещё из времён, когда я в BUBBLE не работал. К тому же я очень люблю Екатеринбург, это буквально город-комикс, поэтому сделать его альтернативную версию в своём комиксе мне давно хотелось.

Хоррор — отличная, если не лучшая, основа для комикса, особенно для супергеройской серии, пусть и в антигеройском вкусе. Весь Marvel времён своего расцвета вырос из такого рода историй, с монстрами. А возрастной рейтинг скорее не связывает руки, а развязывает, спрос на лютые «экстремальные» комиксы всегда есть, особенно у тех читателей, для кого «Спаун» — последняя вершина развития культуры.

До стадии концептов «Мрак» был другой, вот как эпизоды из дневника Шандара во второй книжке комиксов. Чуть приземлённее. Но уже во время разработки дизайна персонажей Константин Тарасов создал нечто совершенно иное, но настолько интересное, что новый сюжет первого тома сложился заново практически сам собой, из заметок, которые я всегда делаю. Видеочат-модель прячется от преследователей в другом городе, злодейка Венера (в мехах), прозвище «Видеонастя», секта «Плеть» и её символ «поруганного» пацифика — это всё я записывал, пока смотрел фильмы ужасов или просто картинки для референсов собирал. И сам том стал вывернутым наизнанку слэшером, где монстр — это главный герой, а главная злодейка — это final girl. В «МИРе» мы делаем своего рода энциклопедию супергероики (как «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни), в серии «Мрак» мне бы хотелось провернуть подобное с хоррором.

Сюжет, планировавшийся как первый, в итоге ушёл на второй план, что развязало руки для развития серии в нескольких временных планах (это своего рода апгрейд приёма, использованного в комиксе «МИР»), а тот момент, что Мраков было много, так и вовсе даёт кучу новых возможностей и простор для новых историй в разных сеттингах, которые в итоге могут влиять на текущие события в комиксе. В «МИРе» пазл складывался из таких мелких кусочков, поскольку супергеройская часть Вселенной BUBBLE тогда особо не существовала, а тут кусочки покрупнее.

— Как вам пришла идея вернуть Аспид из «Бесобоя» и увидим ли мы героев «Мистера Мрака» на страницах просто «Мрака»? И в целом, стоит ли ожидать новые неожиданные возвращения старых героев во «Мраке»?

Требовался персонаж с определённым набором характеристик, а плодить сущности просто ради процесса нет смысла (вот если бы за персонажей доплачивали, тогда бы да, я бы штук по пять в каждый номер вводил). К тому же приятный сюрприз для давних читателей.

Меня немного удивляет свойственная BUBBLE щедрость — не успеваешь к персонажу привыкнуть, понять, а его уже грохнули. В этом есть элемент реализма, конечно, смерть — штука такая, внезапная, но в комиксах, как мне кажется, немного другие законы жизни и смерти. Особенно в комиксе «Мрак», где «есть вещи страшнее смерти» — это один из основных мотивов.

Использовать именно Аспид в своих комиксах я всегда хотел, дико врубаюсь в байкеров и оборотней, а если байкерша и оборотень в одном лице — для меня это самый кайф. И плюс прозвище у неё как у мощнейшей группы, выпустившей, к сожалению, всего один, но зато какой альбом (речь об альбоме «Кровоизлияние» группы «Аспид» — прим. ред.)! Предыдущих Мраков и всякое такое вы увидите обязательно, а персонажей других серий — прям вообще обязательно (но, вероятно, не сразу их узнаете, скажем так).

— К слову о «Бесобое». Совместно с Кириллом Кутузовым и Андреем Васиным вы работаете над комиксом «Бесобой: Точка невозврата». Можете немного рассказать об этом проекте?

Ещё во время работы над книжками (художественными романами «Майор Гром» и «Разумовский» — прим. ред.) мы с Кириллом прям очень глубоко закопались в ранний BUBBLE и, естественно, это было поводом для тысяч приколов и теорий.

В 2023 году, весной, мы как-то разговорились на эту тему уже серьёзней и задались вопросом: что бы было, если бы мы запускали эти серии с теми же вводными, но в итоге вырулили в другую степь? Если бы был не просто комикс в духе «а что, если», а сложились именно отдельные миры, где всё пошло не так с самого начала. Ведь как и в случае с новеллизациями, сейчас не 2012 год. В итоге мы набросали синопсисы четырёх комиксов, Роман Котков это дело одобрил, и началась работа.

— Помог ли вам опыт работы с героями комикса «Чёрный Пёс: Своё время» при создании новой истории по «Бесобою»?

К каждому новому комиксу меня готовит вся жизнь, которая была до него. Увиденное, услышанное, прочитанное, пережитое. Прям вообще всё.

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент