Интервью с Наталией Nightday Воронцовой: фанфики по «Майору Грому» и создание «Чумного Доктора»

— Здравствуйте, Наталия! Расскажите, пожалуйста, как начался ваш творческий путь сценариста? Есть ли конкретные вещи, вдохновляющие вас писать?
« |
Я хотела стать писателем: пишу я с подросткового возраста, и это повлияло на выбор профессии, иначе стала бы программистом, как мои мать и бабушка. |
» |
Приветствую! Мой творческий путь начался, пожалуй, ещё в детстве: первые истории я начала сочинять уже в возрасте 3-х лет и рассказывала их семье. В школе и институте я много читала — прочитанных мной книг хватит на небольшую библиотеку. В большей степени я хотела стать писателем: пишу я с подросткового возраста, и это повлияло на выбор профессии, иначе стала бы программистом, как мои мать и бабушка. А вот о становлении сценаристом всерьёз я задумалась гораздо позже, уже когда познакомилась с комиксами BUBBLE (хотя знакомство с комиксами самими по себе началось ещё в подростком возрасте).
Вдохновить на творчество меня может визуальный образ, будь то рисунок, картина, какая-то сцена в видеоряде или отдельный кадр. Для моего вдохновения также имеет значение музыка. Для меня очень важно найти «саундтрек» к истории, которую пишу — пусть это будет одна мелодия, но она должна найтись. Смысл песни может отличаться, важно настроение и атмосфера, которую задаёт звучание.
— Вы много лет писали фанфики, в том числе по серии комиксов «Майор Гром». Насколько сильно пригодился этот опыт в работе над сценариями «Чумного Доктора» и как отличается процесс написания фанфика от официального сценария к комиксу?
Опыт работы с текстом, даже если это фанфики PWP NC-17 (PWP, Plot what Plot, высокорейтинговый фанфик с минимумом сюжета и наличием постельных сцен — прим. ред.), даёт возможность развиваться как автору и помогает во многих сферах, связанных с текстом же, будь то переводы, редактура и корректура, модерация контента, написание статей и т.д. При условии, конечно, что работа с фанфиком не только в форме «написал и забыл». Вот когда мы стараемся сделать свой текст качественным, работаем над ним, пусть он даже и написан «по фану», то мы развиваем и свои умения.
« |
Когда мы стараемся сделать свой текст качественным, работаем над ним, пусть он даже и написан „по фану“, то мы развиваем и свои умения. |
» |
При этом и в фанфиках, и в ориджиналах (оригинальных произведениях) используются средства художественной выразительности, ставится цель не только сформулировать мысль, но и подать её красиво, чтобы каждая фраза имела художественную ценность. В сценарии же важно ясно и чётко описать кадр, объяснить то, что будет рисовать художник. Все «украсивливания» только вредят, т.к. путают художника. Пытаясь в описании кадра «сделать красиво», ты не только не доносишь мысль, но наоборот размываешь её.
Отдельная серьёзная часть это диалоги, там нужна разговорная, живая речь. Тренироваться писать разговорную речь — нешуточная задача, и вот здесь как раз важно, уделялось ли этому достаточно времени при написании художественных текстов, будь то фанфики или ориджиналы.
— С Анастасией Phobs Ким, художницей и сосценаристкой серии, вы познакомились на международном фестивале комиксов «КомМиссия». Расскажите, как это было и какое было первое впечатление о художнике?
На «КомМиссии» мы развиртуализировались, а познакомились мы раньше. Phobs читала фанфики команды BUBBLE на «Фандомной Битве», а я была капитаном этой команды. Она прокомментировала выкладку у себя в дневнике на сайте Diary.ru и завязался разговор. С тех пор прошло сколько… 12 лет? Это было в 2013 году, сейчас я уже плохо помню подробности, помню, что при встрече на «КомМиссии» мы выяснили, что живём в соседних районах и пришли к выводу, что нужно встретиться ещё и поболтать. Помню, что мы много улыбались. Думаю, именно развиртуализация на «КомМиссии» положила начало нашей дружбе.
— В мае 2020 года вышел долгожданный первый выпуск серии «Чумной Доктор», возвращающий во вселенную BUBBLE Сергея Разумовского и Олега Волкова. С чего началось создание комикса и как вы стали работать в издательстве BUBBLE?
По сути это воля случая и моей удачи. Конечно, ещё в 2014 году я думала стать сценаристом именно BUBBLE, но считала, что даже если представится такой случай, то уж точно не в истории о персонажах, которых я так люблю. В те времена сложно было представить, что про Разумовского когда-нибудь будут отдельные сюжеты, а не только его появления как злодея на одну-две арки.
В 2019 году сценаристом комикса «Чумной Доктор» поставили Phobs, он по ряду причин не был готов им заниматься, но стал писать, так как другие сценаристы также не могли взяться за комикс, а Phobs всё-таки стоял у истоков создания этих персонажей. Я же на тот момент находилась под огромным впечатлением от объявленного каста фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» и собиралась вернуться в фандом, планируя дописать старые работы о Сергее. Но история сложилась иначе.
Я вызвалась помочь Phobs, и он отдал мне подробный синопсис первых номеров, я выкатила список примечаний, предложений и правок на десяток листов А4. Всё из этого Phobs принял (за вычетом предложения о портившемся зрении Леры — в итоге проблем со зрением у Леры нет), и синопсис я полностью переписала в соответствии со своими правками. Предполагалось, что помогать я буду анонимно, но когда обновлённый синопсис увидел Роман Котков, то задумчиво заключил «сценариста теперь два». Написанная вдвоём история была лучше, чем в одиночку.
— Чаще всего над «Чумным Доктором» вы работаете вместе с Анастасией Phobs Ким, либо пишете сюжетные арки по отдельности. Есть ли существенная разница между сольной работой и работой в сценарном дуэте?
« |
Когда сценарий пишется в одиночку, соавтор видит его дважды: на этапе синопсиса и затем готового сценария. |
» |
Да, разница есть. Когда мы работаем над аркой вместе, то после написания сценария мы по очереди редактируем содержание до того, чтобы обеих устраивал результат. Итоговая работа отправляется к Роману Коткову, который говорит, что поправить с его точки зрения (либо утверждает, если всё устраивает), и сценарий уходит в работу (то есть отправляется к художнику).
Когда сценарий пишется в одиночку, соавтор видит его дважды: на этапе синопсиса и затем готового сценария. Соавтор может предложить что-то поправить, то есть синопсис и/или сценарий в любом случае согласуется, но не переписывается друг другом, как это бывает при совместной работе.
— Одной из выделяющихся ваших работ является сюжетная арка «Чумного Доктора» под названием «Чужой среди своих». Как появилась идея истории и как название арки отражает положение каждого из её центральных героев?
Идея этой арки появилась ещё во время написания мексиканского спецвыпуска, уже тогда я предполагала, что владелец казино вернётся. Мы планировали арку про мафиозные разборки.
Очень долго я обдумывала происхождение и силы Марка. После мексиканского спецвыпуска у меня оставался незакрытый гештальт, и в новой истории одним из ключевых визуальных образов должно было стать дерево внутри здания. Самым логичным было соединить это с лором комикса «Нечистая Сила», который мне очень нравится, и в конечном итоге Марк стал наполовину лешим (и преданным читателем книг Божены Чудко).
Название арки напрямую отражает положение каждого из её центральных героев. Лера, став Чумным Доктором, стала чужой в собственной семье, но и Олега с Сергеем «своими» она не чувствует. Сергей всегда был «белой вороной», то есть был в обществе чужим среди своих. Олег после «Игры» стал чужаком для многих из тех, с кем раньше сражался плечом к плечу. Марк был чужим для нечисти и чувствовал себя чужим на земле отца. Лю Шэнли воспитан в европейских традициях и «выписан» из своего народа. Это перечисление можно продолжать, каждый из ключевых персонажей арки в той или иной степени — чужой среди своих.
— Во многом центром ваших работ становились персонажи Сергей Разумовский и его друг и спутник Олег Волков, а также их непростые взаимоотношения. Расскажите, что вас привлекает именно в этих двух персонажах?
Разумовский и Волков мои любимые персонажи «Громвёрса» уже больше десяти лет. Разумовский — икона, которой я восторгалась и восторгаюсь с самого начала, его обаяние и харизма убойны. Во многом его образ привлекает меня сочетанием тех черт, которые в реальности пугают и отталкивают: он жестокий изощренный убийца, он ходит по грани безумия.
Волков — первый персонаж BUBBLE, к созданию которого я прикладывала руку, я даже в шутку называла его «сыночкой». Его образ не менее тёмный, чем образ Сергея. Олег безжалостен к людям, и «за деньги и по дружбе» он способен на ужасные преступления. Да, по заданию он может и заботливо спасать, но это не отменяет его безразличия к людским жизням, и также легко он станет по заданию убивать. Его надёжность, верность и привязанность к отдельным людям эффектно оттеняют, но не отменяют того, кто он есть.
Я очень люблю Сергея и Олега как персонажей, мне часто нравятся именно злодеи, но в реальной жизни предпочту не встретить никого с похожими методами и взглядами на жизнь.
— Читатели давно ждали спин-офф, который рассказал бы о дальнейшей истории Разумовского и Волкова после событий «Времени Ворона», а также пролил свет на прошлое героев. Расскажите, как вы писали мини-серию «Разумовский и Волков: Дорога в никуда»?
Где-то в конце 2022-го года Роман Котков предложил, чтобы я написала историю про прошлое дуэта Сергея и Олега. Первоначально я планировала другой сюжет, начинавшийся с периода между «Игрой» и «Временем Ворона». Уже был написан питч, однако тот сюжет я отложила в долгий ящик, когда поняла, что по ряду причин, включая сильную занятость, не смогу написать так детально, как хотелось бы. Это оказалось верным решением: из-за занятости и жизненных проблем даже куда более короткий RtN (Road to Nowhere, английское название комикса «Дорога в никуда», — прим. ред.) дался мне тяжело. Оставив прежний сюжет, я решила рассказать историю, которая коснется двух важных моментов.
« |
Мне было важно подчеркнуть: Олег не только выбрал свой путь, вернувшись за Сергеем, и принял правила игры, оставаясь с ним, но и четко обозначил это Сергею. |
» |
В первую очередь, мне было важно подчеркнуть: Олег не только выбрал свой путь, вернувшись за Сергеем, и принял правила игры, оставаясь с ним, но и четко обозначил это Сергею. Для Сергея, сознание которого по-прежнему мечется между истинной личностью и субличностью «Второго», «Тряпки», важно понимать, что Олег идёт именно за ним, а не за субличностью. Олег идёт за Сергеем — даже если это дорога в никуда.
Второй важный момент, который я хотела отразить, когда писала мини-серию, это образ самого Сергея Разумовского и его отношения к убийствам. Идею «расписания» мы обсуждали с Phobs, Ромой и KAY ещё на период 2-3 выпуска «Чумного Доктора». В итоге в самом «Чумном Докторе» она не проговаривается текстом, но нашла отражение в виде тайминга (если подсчитать, то поубивать Серёге удается как раз с периодичностью раз в несколько месяцев) и любовании «натюрмортами», которые устраивала Лера по его указке.
Комиксный Разумовский прошел долгий пути от своего изначального концепта «простого мажора, убивающего людей развлечения ради» (цитата из дополнительных материалов первого тома «Майора Грома») до образа серийника, который садистские убийства выдает за искусственный отбор людей и благую идею. В «Дороге в никуда» важный акцент в том, что Сергей в эйфории снимает маску и не пытается заниматься оправданием желания убивать, как продолжит делать позже, находясь в «полутряпочном» состоянии.
— Об одном из периодов прошлого Олега Волкова вы уже писали в спецвыпуске «Волков: Пекло», где появлялись и другие герои «Майора Грома», например Шура «Мальвина» и Слава «Артемон». Как по вашему, в чём причина такой популярности Шуры, который появился лишь в нескольких выпусках?
Артём Габрелянов наделил Шурика яркой манерой речи, и это добавило персонажу обаяния, но главную заслугу такой популярности я вижу в дизайне внешности, за который нужно благодарить Phobs.
Она рассказывала, что в сценарии первоначально не было никаких описаний, персонажи были глубоко второстепенны и именовались как «ФСБшник 1» и «ФСБшник 2». Phobs не захотелось рисовать обычных ничем не примечательных мужиков, поэтому они были нарисованы как типичный дуэт из аниме и манги.
Кстати, первоначально у Шурика был хвост, но Phobs в итоге его убрала, так как дизайн по случайности сильно напоминал Рено и Руда из Final Fantasy VII: Advent Children. Тем не менее, меня саму тогда очень впечатлили образы Шурика и Славика, не исключая чудесные прядочки на волосах первого. До сих пор нежно люблю обоих персонажей и их взаимодействие.
— Комикс «Калигари: Дурман» из серии «Легенды BUBBLE» также повествует о других героях из комиксов о Громе, главным образом о Валентине «Калигари» Гашпарове. Почему для отдельного комикса был выбран именно этот персонаж и хотели бы вы вновь написать о нём?
После окончания «Игоря Грома» о Валике совсем забыли, хотелось исправить эту несправедливость. Мне очень нравится этот персонаж. Валик принадлежит к субкультуре готов, эстетику которой я люблю, при этом он остаётся скептиком и рационалом. Его «цивильные» с виду друзья верят в мистику больше, чем он. Хотелось подчеркнуть, как он признает мистическое, но сначала ищет рациональные объяснения происходящему. Я с удовольствием бы писала ещё про Валика и Диму, мне кажется, об их дуэте написано меньше, чем стоило бы.
— Продолжая тему: если бы у вас появилась такая возможность, о ком ещё бы вы написали сольный комикс? Будь то персонаж из серии «Майор Гром» или вовсе из другой линейки BUBBLE.
Если брать что-то из области «маловероятно, что такая возможность появится», то про Чёрного Пса или Серого Волка. Если что-то, что вполне реально, то Марк Альваро.