24 октября

Интервью с Ольгой Куран: магия манги, «чары» высоких технологий и нейросети

Ольга Куран
Сценарист

— Ольга, здравствуйте! По традиции нашей рубрики: расскажите, как произошло ваше знакомство с миром манги и что вдохновило вас на написание оригинальных сценариев к собственным работам?

Моя близкая подруга увлеклась мангой ещё на заре Интернета и рассказала про этот вид искусства мне. Я зачитывалась «Наруто», «Шаман Кингом» и «Тетрадью смерти» и на тот момент я даже не думала, что однажды стану сценаристом манги. Мне всегда нравилось придумывать собственные сюжеты. Большинство из них воплотились в книгах/рассказах/играх, а «Серая Гончая» стала мангой, чему я, конечно, очень рада.

— Манга имеет свой узнаваемый стиль не только в графике, но и в повествовании. Есть ли, на ваш взгляд, определённые сценарные особенности, тропы или даже клише в манге, которые важно соблюдать для сохранения аутентичности?

«

Если присмотреться, большинство антагонистов манги это не „злодеи“, а главные герои собственной истории.

»

Манга очень разнообразный вид искусства, который объединяет самые разные произведения. Разные и по тону, и по аудитории. Главная особенность, я бы сказала, в том, что манга стремится показать ситуацию с разных сторон, не боится сложных и тяжёлых тем и не пытается думать за читателя. Она, скорее, предлагает читателю поразмышлять на те или иные темы и сделать собственный выбор, чем отражает какую-то конкретную позицию. Если присмотреться, большинство антагонистов манги это не «злодеи», а главные герои собственной истории, которые так же как и протагонист сформировались под воздействием обстоятельств, и которые также несут собственные представления о жизни — в мир и окружающим.

— Когда вы работаете над мангой, что становится вашим источником вдохновения: работы японских мангак или же интересную мысль для сценария может навеять всё, что окружает вас?

Смотрите, вдохновиться чем-то я могу на этапе задумки. Конкретно «Серая Гончая» была условно вдохновлена игрой DMC: Devil May Cry: мне пришла в голову идея для фанфика в моём оригинальном мире. Идеей фанфика я перегорела, а миром с «Чарами» — нет. Несколько лет спустя я создала новый сюжет в этом мире: собственно «Серую Гончую».

Но когда я работаю над уже определённой задумкой, я вдохновляюсь ей самой. В ней уже заложено то, что она должна показать, мне остаётся только органично её развить. Ситуация, когда я посмотрела, например, кино и решила «хм, тут такое классное ограбление, добавлю себе в сюжет такое же» — просто невозможна. Даже если я искренне восхищаюсь другим источником, его события и элементы просто не лягут в полотно моей истории, потому что они пришли извне. В своём канале я как раз подробно рассказываю про творческий процесс сценариста.

— Помимо сценариев к манге вы также занимаетесь написанием прозы. Расскажите, есть ли разница между созданием сценария к манге и художественной книги и в чём она заключается?

«

Огромное счастье работать с Максом, потому что он идеально воплощает образы.

»

Да, разумеется, разница есть. И это причина, почему, как мне кажется, формат для сценария манги должен отличаться от формата рассказа/книги. Проза позволяет сгладить все недочёты, управляя восприятием читателя и ритмом повествования за счёт описаний и конкретных формулировок. В манге есть только реплики/мысли персонажей и визуал. Важно описать его максимально «визуально», чтобы художнику было и понятно, и увлекательно рисовать то, что происходит. Но также важно описать его, помня, что читатель твои описания не увидит и значение будет иметь только сама картинка. Твоя задача как сценариста сделать её максимально объёмной и сочной для художника, чтобы она его вдохновляла.

Огромное счастье работать с Максом (Максимом Сашенковым, художником «Серой Гончей» — прим. ред.), потому что он идеально воплощает образы. Иногда мне кажется, что он подглядывает за моим воображением!

— Уже два года назад состоялся выход первого тома манги «Серая Гончая», вашего дебюта в издательстве BUBBLE. Как началась работа над этим проектом?

Мы дружим с Мариной Приваловой, делали с ней короткую историю «Город каналов». Благодаря этому в BUBBLE знали о моём существовании и мы обсуждали, что было бы здорово создать мангу для издательства. Я написала ряд синопсисов, один из которых был для «Серой Гончей», и через года полтора Макс заинтересовался этим синопсисом. Так мы приступили к созданию «Гончей».

— Большое внимание в сюжете «Серой Гончей» уделяется теме неравенства между теми, кто использует и кто отказывается от использования «Чар» — прорывной технологии корпорации K.A.R.M.A. Что вы вкладывали в это?

Это метафора прогресса. Когда новая технология прочно входит в повседневную жизнь, невозможно отказаться от неё и при этом не потерять в возможностях. Представьте себе жизнь современного человека, если он принципиально не заводит телефон: он устраивается на работу, но с ним нельзя легко связаться. Ему надо найти новый адрес, но он может только взять напечатанную карту и искать по ней. Мы не задумываемся об этом, потому что воспринимаем телефоны как нечто, что есть у всех, а ведь это совсем молодая технология.

— Не кажется ли вам, что сейчас можно провести параллель между «Чарами» и нейросетевыми технологиями?

Нейросетевыми нет, хотя между прогрессом или абстрактной новой технологией — можно. Главная разница: в «Чарах» заложена человеческая жажда стать лучше. Они удовлетворяют внутренний голод: быть красивее, быть сильнее, быть способным на большее. «Чары» только прилагаются к человеку, они не способны даже потенциально заменить его в работе. Нейросети потенциально способны.

— Что вам интереснее и ближе как сценаристу: описывать экшен и действия персонажей, или же строить диалоги между ними? Насколько сильно отличается творческий подход в работе над диалогами и боевыми сценами?

«

Экшен — это динамика в её чистом виде. Череда интенсивных событий, которые также двигают сюжет вперед.

»

Я люблю и то, и другое. Это части единого целого, финальная цель одна: создать именно то, что ты задумал, передать именно то, что хочешь выразить. Диалог можно представить себе как химическую реакцию элементов: встречаются персонажи в разных состояниях, влияют друг на друга, и, сменив состояние, продолжают влиять, но уже по законам этого нового состояния. Экшен — это динамика в её чистом виде. Череда интенсивных событий, которые также двигают сюжет вперед.

— Российская манга — это уже состоявшееся явление, а популярность комиксов в восточном стиле не только не угасает, но и продолжает активно расти из года в год. Почему, по-вашему, именно этот формат комиксов оказался настолько востребованным у российского читателя?

Разные форматы популярны, западные комиксы в том числе. Манга полюбилась российскому читателю, как мне кажется, неким особым подходом к отражению реальности: глубоким, но при этом удивительно цельным.

— Пожалуйста, намекните читателям, что их может ожидать в третьем томе «Серой Гончей»!

Ураганный экшен и немного ужасов!

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент