01 июня

Интервью с Романом Котковым: оберегая целую вселенную

Роман Котков
Сценарист

— Роман, здравствуйте! Для всех, кто не знаком с деятельностью главного редактора, — расскажите, в чём она заключается?

Главный редактор — это координатор процессов, следящий за всеми этапами создания комикса: от идеи до сдачи в печать и получения тиража. Редактор есть на всех этапах работы над комиксом. Это работа и с художниками, и со сценаристами, и со сроками, с дедлайнами, с вёрсткой, с вычиткой текста. Редактор не только тот, кто проверяет запятые, а тот, кто влияет на сюжет, выстраивает путь и стратегию развития вселенной. Конечно, с одной стороны, тут важно сохранять возможность давать автору высказаться, чтобы у персонажей и героев был авторский голос, а с другой стороны, балансировать, чтобы вселенная была единой, чтобы в ней всё работало и функционировало как нужно. Именно из этого и состоит тяжёлый труд работы редактора, но это того стоит — безумно круто работать с таким количеством суперталантливых людей, суперклассных и оригинальных персонажей и видеть такую отдачу от аудитории.

— Уже почти 10 лет вы работаете в BUBBLE. Как по-вашему, какой путь издательство прошло за все эти годы? Какие моменты запомнились больше всего?

Да, в этом году будет 10 лет, как я работаю в издательстве. Путь мы проделали огромный и в первую очередь с точки зрения креативов, потому что это, как мне кажется, самое главное. Из четырёх первых серий мы выросли в какое-то гигантское количество событий, кроссоверов, спецвыпусков, книжных серий, адаптаций, фильмов, мультфильмов, мерча и многого другого. Всё это большой рост — если западные издательства развиваются очень долго, уже больше 80 лет, то у нас забавным образом всё идёт ускоренными темпами, и мы стараемся всё делать круто. Мне кажется, у нас реально было всё, что только можно, и дальше только звёзды.

«

Путь мы проделали огромный. <…> Всё это большой рост — если западные издательства развиваются очень долго, уже больше 80 лет, то у нас забавным образом всё идёт ускоренными темпами.

»

Мы проделали большой путь: мы создавали фигурки по комиксам вместе с PROSTO Toys, мы запустили свой фестиваль, когда он был ещё маленьким «Хомяконом», мы действительно очень много всего сделали. Я пришёл в издательство, когда выходила середина четвёртого тома «Майора Грома», сюжет «Как в сказке», и начался ран Алекса Хатчетта в «Бесобое», и с тех пор произошло очень много событий: запустили Второе дыхание, организовали конкурс «Новые герои BUBBLE», создали новые серии комиксов и дали старт BUBBLE Будущему.

Мои самые яркие эмоции — это знакомство с талантливыми авторами, с художниками, с теми, кто делает эти комиксы. Мне нравится находить понимание, как работать, искать общий язык, его собственную серию, его личный кайф и его личный авторский стиль, который нужно развить и подкрепить, с каждым из них. Это очень ценно и важно.

— Будучи главным редактором, вы курируете развитие вселенной комиксов BUBBLE и часто выступаете в роли соавтора. Как проходит совместное написание сценария комикса с другими авторами?

Да, в контексте комиксов мне гораздо комфортнее соавторство, гораздо комфортнее накидать идей, с кем-то их обсудить, писать пополам, чем самому тянуть весь большой сценарий, хотя такое тоже бывает. Мне очень нравится работать с другими авторами. Когда-то я дебютировал в «Иноке» в 28-м выпуске, написал маленькую историю, которую правили вообще все, мне кажется: от Жени Федотова до Артёма Габрелянова и Алекса Хатчетта. И после этого «Время Ворона» — очень большой проект, очень много ответственности: нужно было много чего состыковать, он был редакторский со всех сторон.

Возвращаясь к теме соавторства. Если приходит идея для комикса, то оформить её уже не составляет большого труда. Но мне очень нравится порой работать вместе с авторами, которые могут раскрутить любую идею до максимума. Сейчас вот, например, я часто присоединяюсь к Евгению Еронину на серии «Майор Игорь Гром», там есть две такие фракции: геройская и злодейская. И мне очень нравится запускать пальцы в злодейских персонажей и делать с ними разные крутые штуки.

Ну и, конечно, большим вызовом для меня стала сага о Радове, к которой я присоединился в какой-то момент как редактор, а потом уже начал какие-то вещи писать, править и дописывать. Сага о Радове закончилась кроссовером «Крестовый поход» моего авторства — большой финал большой истории. А дальше были уже какие-то мелкие вещи, вроде возвращения Инока в спецвыпуске «Инок. Наследие» и сборника «Злодеи». Ещё я так люблю писать серию «МИР» вместе с Лёшей Волковым. Это буквально серия моей мечты. В общем, мне все эти работы очень дороги, но Андрей Радов до сих пор остаётся одним из моих любимейших трагических персонажей.

— К слову о совместной работе. Недавно вышел комикс-приквел «Майор Гром: Игра. Предыстория», где вы написали сценарий нескольких историй вместе с актёрами фильма. Какие впечатления у вас остались? Насколько сильно отличается работа с другими сценаристами от работы с актёрами, когда речь заходит о комиксах?

Что касается «Предыстории», то это тоже была, помимо креативной, очень большая редакторская работа в плане соединения актёров, художников, нахождения идеальных команд для истории того или иного персонажа. Мне кажется, мы собрали настоящий all-star cast: всех, кто работает сейчас и давно не работал над комиксами про Грома, актёры, которых удалось очень сильно заинтересовать этой идеей — и они выложились по полной — мы сидели и часами обсуждали, какими будут сюжетные линии персонажей.

Спасибо всем людям, которые приняли участие в работе над этой книгой. Я считаю, что получилось что-то классное, как минимум получился крутой эксперимент, и мне очень понравилось, как мы взаимодействовали с ребятами. Например, я больше всего взаимодействовал с Матвеем Лыковым (исполнитель роли Августа ван дер Хольта) и Димой Чеботарёвым (исполнитель роли Олега Волкова) в создании их историй. Какие-то вещи креативить вместе было классно, и потом писать по этим идеям тоже было круто, а затем уже видеть, как наши великолепные художники это воплощают в жизнь — просто идеально. Ещё радует большое количество обложек, и все персонажные. Очень крутой опыт — надеюсь, что этот комикс сыграл свою роль в том, чтобы получше познакомить аудиторию с персонажами фильма чуть раньше выхода в прокат.

— Как по-вашему, сильно ли отличаются персонажи фильма от их прототипов в комиксах? Помогло ли творческое видение актёров освежить образы знакомых героев?

Да, мне кажется, персонажи фильма сильно отличаются от персонажей в комиксах. Мы опять же не хотели ничего дублировать и просто один в один переносить комиксные фреймы в кино. Поэтому и герои новые, перепридуманые творческой командой фильма и режиссёром Олегом Трофимом, но главное в них то, что их суть остаётся прежней. То есть Гром это всё тот же упорный полицейский, который ни перед чем не остановится, а Хольт — высокомерный аристократ, которому, по сути, наплевать на жизни других людей. В общем, главное, сохранить то, что зацепило людей в комиксах, и перенести это на большой экран, чтобы там это зацепило ещё большее количество людей. Поэтому существует такая синергия между миром комиксов и миром кино, и она продолжает работать на все сто.

— В фильме «Майор Гром: Игра» можно встретить нескольких персонажей из ранних комиксов BUBBLE, вроде Отто Шрайбера, одного из врагов Красной Фурии. Есть ли у вас любимый персонаж, которого вы хотели бы вернуть в комиксы?

«

Я бы хотел продолжить работать с Энди Радовой и Ростком. С самого начала Росток был очень важным для меня героем, поскольку он напрямую связан с Ксюшей Радовой.

»

Да, наверное, есть. Я бы хотел вернуть Свартжель, дочь бога-ворона Кутха. Это моя любимая героиня, одна из первых созданных мной, и я питаю к ней самую нежную любовь. Мне бы очень хотелось, чтобы она каким-нибудь образом вернулась, но, боюсь, она погибла окончательно. А ещё Злошкетёр, придуманный мной, — он просто прикольный и классный злодей, истории про него очень крутые и могут иметь задел на продолжение.

Я бы хотел продолжить работать с Энди Радовой и Ростком. С самого начала Росток был очень важным для меня героем, поскольку он напрямую связан с Ксюшей Радовой, а она — самая любимая героиня, с которой я когда-либо работал и которую убивал (смеётся по-злодейски). И я бы хотел, чтобы эта частичка Ксюши как-нибудь вернулась. Вот в «Триптихе» мы с Алексеем Замским это провернули, и я хотел бы сделать больше историй в дальнейшем про возвращение этой команды: Инока, точнее, «Инокини» — Энди Радовой, Луны и Ростка. Вот по ним я очень сильно скучаю.

— Возвращаясь к актёрам. Вы и сами снялись в серии фильмов о Громе в эпизодической роли журналиста, выясняющего у киношного Грома его отношение к комиксам. Расскажите о впечатлениях со съёмок, каково было сняться в камео уровня Стэна Ли?

Я никогда не буду сравнивать себя со Стэном Ли, это был абсолютно гениальный человек, хотя он также был именно невероятно талантливым редактором, который видел идею и мог её докрутить до конца. Но я всё-таки считаю, что наш Джордж Лукас и Стэн Ли это Артём Габрелянов. Я не претендую на такие лавры, мне хочется просто развивать крутую вселенную.

Камео это, на самом деле, приятная вещь, которую хотелось сделать в фильме. Меня несколько раз добавляли в фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», там было несколько сцен с моим участием, несколько раз я появляюсь и в «Игре», это тоже очень приятно. Не знаю, что будет дальше, может быть, персонаж обретёт важность для сюжета, а может быть, и нет. Я думаю, всё зависит от реакции людей: если им это понравится, если они будут реагировать в кинозале, то классно, продолжим это делать. Если нет и не будет прикольной истории, ну и ладно. Это просто приятно.

— Вы постоянно выступаете со сцены как лицо издательства BUBBLE. Помог ли этот опыт на съёмках?

На съёмках помог скорее опыт коммуникации с людьми, потому что на съёмках были знакомые команды, знакомые люди, с которыми мы уже работали над прошлыми фильмами — было приятно снова оказаться в такой семье своих людей. Мне в принципе достаточно легко общаться с аудиторией, с людьми, выступать. Я не считаю себя каким-то суперклассным рассказчиком или спикером, в отличие от наших талантливейших сценаристов, но мне нравится работать с публикой, нравится, когда люди откликаются в ответ, нравятся их эмоции, нравится глобально то, что в кинозалах и на фестах происходит какая-то общая единая волна из эмоций, которая нас захватывает. Это ощущение сильно помогает творить дальше, поэтому всё благодаря аудитории. Вот поэтому нужно больше эмоций, друзья, больше эмоций!

— Помимо роли в фильме, вы также занимались написанием его сценария вместе с Артёмом Габреляновым, Евгением Ерониным и Николаем Шишкиным. Как это происходило? Вы делили между собой отдельные сцены или же устраивали мозговые штурмы?

В «Игре» сценарий в основном писали всё же Артём Габрелянов, Николай Шишкин и Катя Краснер, а мы с Женей Ерониным на правах креативных продюсеров больше занимались консультированием: от накидывания идей до участия в многочасовых обсуждениях сценария. Любая история — это большая командная работа: сначала между сценаристами, а после — с режиссёром, с актёрами. В процессе многие вещи и сцены могут видоизменяться.

Приятно чувствовать себя частью большой крутой команды. В основном писали всё другие ребята, а мы были как часть сценарной комнаты, как такие архитекторы того, что происходит, придумывали и накидывали какие-то вещи, вместе обсуждали их. Я надеюсь, что именно этот коллективный труд помог сделать сильную, хорошую историю.

— Расскажите нашим читателям, которые только открывают для себя комиксы BUBBLE, на что обратить внимание в первую очередь?

Тем, кто только начинает, я всегда советую браться читать с первого тома любой серии, которая вам понравится. Читайте описание комикса и, если зашло, — вперёд. Все любят разные жанры, разные истории, а в комиксах возможно всё, сейчас можно читать всё что угодно. Но если вы только что пришли из кинотеатра с «Игры» или посмотрели фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» на Кинопоиске, то, конечно, попробуйте читать с «Грома», хотя, например, «Экслибриум», «Бесобой», «МИР» — все эти серии также идеально подходят для новых читателей, для ознакомления с ними не требуется глобальное знание вселенной BUBBLE.

Мы все когда-то начинали читать комиксы и, поверьте, начинали читать не с первых номеров, а с каких-то восемьсот тридцать восьмых — и всё понимали. Комиксы пишут для тех, кто может в любой момент в них заскочить, и мы делаем так же. И я думаю, что всё будет хорошо. Главное, друзья, чтобы вы сами комиксы уважали, ценили и любили, и тогда всё будет хорошо.

Спасибо вам, друзья. Всё будет хорошо.

Читайте также

Получайте первыми
эксклюзивный контент